Разберем, как на практике осуществляется внедрение принципов междисциплинарного подхода в медицине и как наладить эффективное взаимодействие между стоматологом и педиатром для повышения качества медицинского обслуживания.
Важность междисциплинарного подхода в медицине
Значение междисциплинарной медицины
Лечение заболеваний зубов и полости рта, игнорируя взаимосвязь с общими процессами в организме и их причинами, было бы крайне неэффективным. Именно поэтому практика междисциплинарного подхода в медицине имеет столь большое значение. Состояние полости рта является частью комплекса процессов, происходящих в организме, таких как обмен веществ, работа желез внутренней секреции и функции сердечно-сосудистой системы. В идеале, стоматолог, обнаружив у пациента множественный кариес, дистрофию тканей пародонта или патологии слизистой оболочки, должен направить его на общее обследование для выяснения причин этих проблем.
На практике возможны три сценария развития событий:
- Стоматолог лечит только видимые проблемы.
- Пациента направляют на обследование к терапевту, но на этом процесс заканчивается.
- Стоматолог и терапевт совместно проводят обследование и лечение пациента.
Наиболее часто встречается второй сценарий. Моя работа с детьми требует особой ответственности, ведь она связана с заботой о будущем здоровье нации. Уже более десяти лет я внедряю в практику междисциплинарное взаимодействие между детскими стоматологами и педиатрами.
Пример применения междисциплинарного подхода в медицине
Давайте рассмотрим, как на практике может реализовываться междисциплинарный подход в медицине.
Этап 1. Выявление симптомов
Кариес или разрушение эмали, напоминающее кариес, может быть симптомом дисплазии соединительной ткани (ДСТ). Это конституциональное заболевание, вызванное врожденным снижением содержания или нарушением соотношения различных типов коллагена в тканях.
Синдромы ДСТ многообразны в своих проявлениях. Когда речь идет о дифференцированных синдромах (например, Марфана, Эллерса, Альпорта и других), стоматологическое лечение и наблюдение таких пациентов проводятся в стационарных условиях. В детские стоматологические клиники ежедневно обращаются дети с разнообразными формами соединительнотканных аномалий полигенно-мультифакториальной природы и с внешними признаками ДСТ. Своевременное обнаружение этих признаков позволяет провести дальнейшее обследование ребенка и подтвердить предположение о диагнозе. Это, в свою очередь, дает возможность назначить лечение, которое поможет предотвратить развитие серьезных заболеваний в будущем и улучшить состояние полости рта.
Какие признаки ДСТ, кроме множественного кариеса, может обнаружить стоматолог у ребенка:
- короткая уздечка языка и/или верхней губы;
- раздвоение кончика языка;
- диастема;
- готическое небо.
При внимательном осмотре стоматолог может также заметить:
- веснушки;
- обилие родинок;
- очаги гиперпигментации;
- большие родимые пятна с оволосением;
- рыжий цвет волос;
- ломкие, слоящиеся ногти с белыми пятнами или полосками.
Если ребенок страдает близорукостью и носит очки, это также может стать сигналом к дальнейшему обследованию. Заметив эти признаки, стоматолог приглашает педиатра в кабинет или направляет ребенка с родителями на консультацию к нему.
Установление локализации и степени поражения
Установление локализации и степени поражения той или иной системы организма — задача педиатра. При междисциплинарном подходе педиатр проводит полный осмотр ребенка и собирает анамнез. В процессе осмотра могут быть выявлены такие нарушения, как:
- нарушение осанки;
- сколиоз;
- плоскостопие;
- гипермобильность суставов;
- превышение длины II пальца стопы над I;
- отклонение большого пальца стопы наружу (hallux valgus);
- сандалевидная щель;
- наложение пальцев стопы друг на друга.
Эти видимые патологии могут быть маркерами более серьезных «скрытых» проблем. Например, в структуре висцеральных форм ДСТ особое место занимают аномалии сердца и крупных сосудов, телеангиэктазии и гемангиомы, дисфункции сфинктеров пищеварительной системы, аномалии желчного пузыря. Таким образом, у пациентов с внешними признаками ДСТ на ранних стадиях может быть диагностирована аневризма аорты, которая также является одним из проявлений ДСТ. Своевременное назначение медикаментозной и немедикаментозной коррекции недифференцированных синдромов дисплазии соединительной ткани может предотвратить летальный исход от разрыва аорты.
Все это возможно при грамотной оценке стоматологом состояния ребенка и тесном взаимодействии с педиатром.
Список стигм дисэмбриогенеза и других признаков ДСТ можно продолжать, но если у пациента выявляется от 4 до 6 таких признаков, можно предположить наличие мутации генов, ответственных за синтез коллагена и коллаген-модифицирующих ферментов.
Этап 2. Подтверждение гипотезы в междисциплинарной медицине
Подтверждение гипотезы
Следующим важным шагом в междисциплинарном взаимодействии врачей является подтверждение гипотезы о диагнозе. Для этого ребенок направляется на дополнительное обследование, что также входит в обязанности педиатра. Родители могут проходить обследование в поликлинике по месту жительства или обращаться к участковому педиатру. Однако педиатр, работающий в клинике, выступает в роли медиатора, который помогает родителям организовать правильное обследование ребенка. Он консультирует по всем возникающим вопросам и контролирует правильное выполнение рекомендаций.
Факт: Многолетняя практика показала, что взаимодействие между участковыми врачами и специалистами клиники иногда сталкивается с проблемами. Участковые врачи часто не видят связи между состоянием зубов у ребенка и его общим состоянием здоровья. В результате, при направлении ребенка на обследование, они могут игнорировать профессиональные рекомендации своих коллег, что может посеять сомнения у родителей, которые иногда предпочитают отрицать проблему, чем принять её и начать лечение. Поэтому одной из задач педиатра клиники является установление профессионального контакта с участковым педиатром, наблюдающим ребенка, для совместного решения задач по охране здоровья пациента.
Осознание детским стоматологом того, что разрушенные зубы у ребенка могут быть не просто следствием плохой гигиены или любви к сладкому, а проявлением системного заболевания, позволяет достичь лучших результатов стоматологического лечения, сопровождающегося коррекцией соматического состояния пациента.
Медикаментозная терапия
Медикаментозная терапия в таких случаях направлена на стимулирование коллагенообразования, корректировку нарушений синтеза и катаболизма гликозаминогликанов, нормализацию уровня свободных аминокислот в крови, стабилизацию минерального обмена и улучшение биоэнергетических процессов.
Немедикаментозная терапия
Немедикаментозная терапия включает в себя внесение изменений в рацион, в частности, обогащение его продуктами, содержащими белки, незаменимые аминокислоты и микроэлементы, такие как магний и аскорбиновая кислота.
Алгоритм междисциплинарного подхода в медицине
Алгоритм междисциплинарного подхода в медицине, применяемого в детской стоматологической клинике, включает следующие шаги:
- Обучение стоматологов системному подходу к проявлениям стоматологических патологий.
- Обучение педиатров распознаванию стоматологических симптомов, связанных с системными заболеваниями.
- Включение в должностные инструкции и технологические карты стоматологов и педиатров действий, способствующих реализации междисциплинарного подхода в диагностике и лечении.
- Разработка протоколов взаимодействия, включающих порядок записи, правила получения информированного добровольного согласия (ИДС) пациентов, порядок проведения консультаций разными специалистами, оформление медицинской документации и другие аспекты.
- Контроль результатов лечения пациентов, требующих междисциплинарного подхода, на основании динамики лабораторных исследований и отдаленных результатов стоматологического лечения.
- Диспансерное наблюдение пациента у специалиста, выполнение профилактической программы стоматологом и гигиенистом.
- Ежегодное составление этапного эпикриза.
Главную роль в реализации этой работы играет идеолог и автор концепции клиники. Он разрабатывает инструкции и протоколы, определяющие работу персонала, и организует обучение специалистов, отбирая подходящую информацию и её трансляторов. Линейные руководители — заведующие отделениями и сами врачи-специалисты — помогают ему в решении технических вопросов.