Междисциплинарная медицина: пример взаимодействия стоматолога и педиатра в работе детской стоматологии

Междисциплинарная медицина: пример взаимодействия стоматолога и педиатра в работе детской стоматологии

Разберем, как на практике осуществляется внедрение принципов междисциплинарного подхода в медицине и как наладить эффективное взаимодействие между стоматологом и педиатром для повышения качества медицинского обслуживания.

Важность междисциплинарного подхода в медицине

Значение междисциплинарной медицины

Лечение заболеваний зубов и полости рта, игнорируя взаимосвязь с общими процессами в организме и их причинами, было бы крайне неэффективным. Именно поэтому практика междисциплинарного подхода в медицине имеет столь большое значение. Состояние полости рта является частью комплекса процессов, происходящих в организме, таких как обмен веществ, работа желез внутренней секреции и функции сердечно-сосудистой системы. В идеале, стоматолог, обнаружив у пациента множественный кариес, дистрофию тканей пародонта или патологии слизистой оболочки, должен направить его на общее обследование для выяснения причин этих проблем.

На практике возможны три сценария развития событий:

  1. Стоматолог лечит только видимые проблемы.
  2. Пациента направляют на обследование к терапевту, но на этом процесс заканчивается.
  3. Стоматолог и терапевт совместно проводят обследование и лечение пациента.

Наиболее часто встречается второй сценарий. Моя работа с детьми требует особой ответственности, ведь она связана с заботой о будущем здоровье нации. Уже более десяти лет я внедряю в практику междисциплинарное взаимодействие между детскими стоматологами и педиатрами.

Пример применения междисциплинарного подхода в медицине

Давайте рассмотрим, как на практике может реализовываться междисциплинарный подход в медицине.

Этап 1. Выявление симптомов

Кариес или разрушение эмали, напоминающее кариес, может быть симптомом дисплазии соединительной ткани (ДСТ). Это конституциональное заболевание, вызванное врожденным снижением содержания или нарушением соотношения различных типов коллагена в тканях.

Синдромы ДСТ многообразны в своих проявлениях. Когда речь идет о дифференцированных синдромах (например, Марфана, Эллерса, Альпорта и других), стоматологическое лечение и наблюдение таких пациентов проводятся в стационарных условиях. В детские стоматологические клиники ежедневно обращаются дети с разнообразными формами соединительнотканных аномалий полигенно-мультифакториальной природы и с внешними признаками ДСТ. Своевременное обнаружение этих признаков позволяет провести дальнейшее обследование ребенка и подтвердить предположение о диагнозе. Это, в свою очередь, дает возможность назначить лечение, которое поможет предотвратить развитие серьезных заболеваний в будущем и улучшить состояние полости рта.

Какие признаки ДСТ, кроме множественного кариеса, может обнаружить стоматолог у ребенка:

  • короткая уздечка языка и/или верхней губы;
  • раздвоение кончика языка;
  • диастема;
  • готическое небо.

При внимательном осмотре стоматолог может также заметить:

  • веснушки;
  • обилие родинок;
  • очаги гиперпигментации;
  • большие родимые пятна с оволосением;
  • рыжий цвет волос;
  • ломкие, слоящиеся ногти с белыми пятнами или полосками.

Если ребенок страдает близорукостью и носит очки, это также может стать сигналом к дальнейшему обследованию. Заметив эти признаки, стоматолог приглашает педиатра в кабинет или направляет ребенка с родителями на консультацию к нему.

Установление локализации и степени поражения

Установление локализации и степени поражения той или иной системы организма — задача педиатра. При междисциплинарном подходе педиатр проводит полный осмотр ребенка и собирает анамнез. В процессе осмотра могут быть выявлены такие нарушения, как:

  • нарушение осанки;
  • сколиоз;
  • плоскостопие;
  • гипермобильность суставов;
  • превышение длины II пальца стопы над I;
  • отклонение большого пальца стопы наружу (hallux valgus);
  • сандалевидная щель;
  • наложение пальцев стопы друг на друга.

Эти видимые патологии могут быть маркерами более серьезных «скрытых» проблем. Например, в структуре висцеральных форм ДСТ особое место занимают аномалии сердца и крупных сосудов, телеангиэктазии и гемангиомы, дисфункции сфинктеров пищеварительной системы, аномалии желчного пузыря. Таким образом, у пациентов с внешними признаками ДСТ на ранних стадиях может быть диагностирована аневризма аорты, которая также является одним из проявлений ДСТ. Своевременное назначение медикаментозной и немедикаментозной коррекции недифференцированных синдромов дисплазии соединительной ткани может предотвратить летальный исход от разрыва аорты.

Все это возможно при грамотной оценке стоматологом состояния ребенка и тесном взаимодействии с педиатром.

Список стигм дисэмбриогенеза и других признаков ДСТ можно продолжать, но если у пациента выявляется от 4 до 6 таких признаков, можно предположить наличие мутации генов, ответственных за синтез коллагена и коллаген-модифицирующих ферментов.

Этап 2. Подтверждение гипотезы в междисциплинарной медицине

Подтверждение гипотезы

Следующим важным шагом в междисциплинарном взаимодействии врачей является подтверждение гипотезы о диагнозе. Для этого ребенок направляется на дополнительное обследование, что также входит в обязанности педиатра. Родители могут проходить обследование в поликлинике по месту жительства или обращаться к участковому педиатру. Однако педиатр, работающий в клинике, выступает в роли медиатора, который помогает родителям организовать правильное обследование ребенка. Он консультирует по всем возникающим вопросам и контролирует правильное выполнение рекомендаций.

Факт: Многолетняя практика показала, что взаимодействие между участковыми врачами и специалистами клиники иногда сталкивается с проблемами. Участковые врачи часто не видят связи между состоянием зубов у ребенка и его общим состоянием здоровья. В результате, при направлении ребенка на обследование, они могут игнорировать профессиональные рекомендации своих коллег, что может посеять сомнения у родителей, которые иногда предпочитают отрицать проблему, чем принять её и начать лечение. Поэтому одной из задач педиатра клиники является установление профессионального контакта с участковым педиатром, наблюдающим ребенка, для совместного решения задач по охране здоровья пациента.

Осознание детским стоматологом того, что разрушенные зубы у ребенка могут быть не просто следствием плохой гигиены или любви к сладкому, а проявлением системного заболевания, позволяет достичь лучших результатов стоматологического лечения, сопровождающегося коррекцией соматического состояния пациента.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия в таких случаях направлена на стимулирование коллагенообразования, корректировку нарушений синтеза и катаболизма гликозаминогликанов, нормализацию уровня свободных аминокислот в крови, стабилизацию минерального обмена и улучшение биоэнергетических процессов.

Немедикаментозная терапия

Немедикаментозная терапия включает в себя внесение изменений в рацион, в частности, обогащение его продуктами, содержащими белки, незаменимые аминокислоты и микроэлементы, такие как магний и аскорбиновая кислота.

Алгоритм междисциплинарного подхода в медицине

Алгоритм междисциплинарного подхода в медицине, применяемого в детской стоматологической клинике, включает следующие шаги:

  1. Обучение стоматологов системному подходу к проявлениям стоматологических патологий.
  2. Обучение педиатров распознаванию стоматологических симптомов, связанных с системными заболеваниями.
  3. Включение в должностные инструкции и технологические карты стоматологов и педиатров действий, способствующих реализации междисциплинарного подхода в диагностике и лечении.
  4. Разработка протоколов взаимодействия, включающих порядок записи, правила получения информированного добровольного согласия (ИДС) пациентов, порядок проведения консультаций разными специалистами, оформление медицинской документации и другие аспекты.
  5. Контроль результатов лечения пациентов, требующих междисциплинарного подхода, на основании динамики лабораторных исследований и отдаленных результатов стоматологического лечения.
  6. Диспансерное наблюдение пациента у специалиста, выполнение профилактической программы стоматологом и гигиенистом.
  7. Ежегодное составление этапного эпикриза.

Главную роль в реализации этой работы играет идеолог и автор концепции клиники. Он разрабатывает инструкции и протоколы, определяющие работу персонала, и организует обучение специалистов, отбирая подходящую информацию и её трансляторов. Линейные руководители — заведующие отделениями и сами врачи-специалисты — помогают ему в решении технических вопросов.

 

Изучайте новые направления
Подпишитесь на рассылку!
Ваша почта
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения