Государственно-частное партнерство (ГЧП) в частном здравоохранении

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на конец 2017 года в регионах РФ по принципам государственно-частного партнерства (ГЧП) реализуются или планируются к реализации 118 проектов. В отношении трех федеральных проектов уже приняты решения о их реализации правительством РФ. Количество таких проектов растет с каждым годом, одновременно повышается и качество их проработки. Давайте рассмотрим сложности, возможности и перспективы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

ГЧП в здравоохранении: модели сотрудничества и примеры реализации

Формы государственно-частного партнерства в здравоохранении

На сегодняшний день можно выделить несколько моделей взаимодействия в рамках ГЧП в сфере здравоохранения:

  • Инвестиционные соглашения. Это соглашения, предусматривающие вложение средств в развитие медицинской инфраструктуры.
  • Договоры аренды на инвестиционных условиях. В этом случае частные компании арендуют медицинские объекты с обязательством их модернизации и развития.
  • Проекты на основе соглашений о ГЧП или концессионных соглашений. Такие проекты предусматривают долгосрочное сотрудничество между государством и частными инвесторами для совместного использования и управления медицинскими учреждениями.
  • Оказание услуг частными клиниками в системе ОМС. В рамках этой модели частные клиники оказывают медицинские услуги по полисам обязательного медицинского страхования.

Примеры успешной реализации ГЧП проектов

Одним из ярких примеров успешного проекта ГЧП в здравоохранении является создание и эксплуатация многофункционального госпиталя в Самаре. На Российской неделе здравоохранения 2017 года этот проект был признан «Лучшим инфраструктурным проектом на принципах государственно-частного партнерства в здравоохранении». Госпиталь предназначен для удовлетворения потребностей региона в медицинской перинатальной помощи. Общий объем инвестиций в этот проект оценивается в 3500 млн рублей.

ГЧП в сфере здравоохранения: показатели привлекательности медицинского бизнеса

Потребности и оценка проектов

  • Оценка потребностей. Публичный партнер оценивает необходимость создания объектов здравоохранения, исходя из потребностей конкретного региона. В случае принятия решения о необходимости реализации проекта на основе ГЧП, регион начинает подготовку конкурса на право заключения соглашения.
  • Подготовка конкурса. Конкурс проводится среди инвесторов, которые соответствуют требованиям, указанным в конкурсной документации. Победитель определяется на основе оценки предложений, где основными критериями обычно являются цена и наличие релевантного опыта.
  • Частная инициатива. Инвестор может самостоятельно предложить публичному партнеру заключить соглашение, подав частную инициативу. Регион оценивает проект, определяет его необходимость, возможность заключения соглашения на предложенных условиях и принимает соответствующее решение.
  • Публикация соглашения. Представленное инвестором соглашение публикуется на специализированном сайте для проведения торгов. Любой инвестор может выразить готовность участвовать в конкурсе в рамках ГЧП в здравоохранении.

Конкурсные процедуры и распределение рисков

  • Соблюдение процедур. При заключении соглашений должны быть соблюдены конкурсные процедуры. Это важный аспект для обеспечения прозрачности и справедливости в выборе партнера.
  • Распределение рисков. Основой успешного сотрудничества является детальная проработка и правильное распределение рисков. Риск должен быть возложен на ту сторону, которой легче справиться с его последствиями или которая обладает достаточными ресурсами для минимизации риска. Правильное распределение рисков повышает эффективность проекта для обеих сторон.

Выгоды и преимущества ГЧП

  • Выгоды публичного партнера. Основное преимущество для публичного партнера заключается в привлечении частных инвестиций, особенно в условиях ограниченных финансовых возможностей для удовлетворения потребностей населения в медицинских объектах. Частный инвестор вкладывает собственные средства на этапе создания объекта.
  • Повышение качества услуг. Качество предоставляемых услуг значительно улучшается благодаря использованию более современного и качественного оборудования. Это приводит к улучшению общего уровня медицинской помощи в регионе.

Пример успешного ГЧП проекта

Одним из ярких примеров успешной реализации проекта на основе ГЧП является многофункциональный госпиталь в Самаре. Этот проект был признан «Лучшим инфраструктурным проектом на принципах государственно-частного партнерства в здравоохранении» на Российской неделе здравоохранения 2017 года. Госпиталь создан для обеспечения потребностей региона в медицинской перинатальной помощи, а объем инвестиций в проект составил 3500 млн рублей.

ОМС и ВМП как формы государственно-частного партнерства в здравоохранении

Широкое и узкое понимание ГЧП

Широкое значение. Государственно-частное партнерство (ГЧП) может быть понято в широком смысле как любое сотрудничество между государственными и частными секторами, направленное на достижение общей общественно полезной цели.

Узкое значение. В узком смысле, закрепленном в федеральном законодательстве (федеральные законы о ГЧП и концессионных соглашениях), это совместная реализация инвестиционного проекта, в рамках которого стороны распределяют финансовые, строительные и эксплуатационные обязательства и риски.

ОМС и ВМП как примеры ГЧП

ОМС и ВМП. Оказание частными клиниками услуг в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) и высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) не является классическим примером ГЧП в здравоохранении, но может рассматриваться как таковое в широком смысле.

Программы государственных гарантий. Такое взаимодействие обычно осуществляется в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи.

Примеры ГЧП в здравоохранении

Строительство медицинских объектов. Примером ГЧП, установленного законодателем, может быть строительство поликлиник, больниц или медицинских центров по отдельному соглашению, которое предусматривает порядок финансирования, строительства и окупаемости средств инвестора.

Повышение эффективности ГЧП-проектов

Проблема структуры тарифа ОМС. В настоящее время одной из проблем является структура тарифа ОМС, которая не позволяет направлять средства, полученные от оказания услуг по ОМС, на покрытие капитальных затрат инвестора.

Законодательные ограничения. Согласно Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, структура тарифа ОМС включает только операционные расходы, такие как заработная плата, медикаменты, расходные материалы и оборудование стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. Инвестиционная составляющая не предусмотрена, что затрудняет возмещение капитальных затрат в рамках ГЧП.

Необходимость пересмотра структуры тарифа ОМС

  • Пересмотр структуры тарифа. Для минимизации риска окупаемости проектов и повышения инвестиционной привлекательности сферы здравоохранения необходимо пересмотреть структуру тарифа ОМС на законодательном уровне.
  • Платные услуги. В текущей ситуации оказание платных услуг становится необходимым условием для окупаемости проекта. Однако даже платные услуги не всегда могут обеспечить достаточную окупаемость.
  • Поддержка со стороны государства
  • Финансирование расходов. Соглашение о ГЧП или концессионное соглашение может предусматривать обязательства публичной стороны по финансированию части расходов на создание объекта.
  • Гарантия минимальной доходности. Также может быть установлена гарантия минимальной доходности для инвестора, которая позволит компенсировать расходы в случае недостижения минимального уровня доходности за счет средств соответствующего бюджета.