Реклaма медицинских услуг: правила, требования и ограничения

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Медицинская реклама, включающая рекламу лекарственных средств, медицинских изделий и услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также народной медицины, регулируется статьей 24 Федерального закона «О рекламе».

ВАЖНО! Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, считается ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

Ограничения в рекламе лекарственных средств

  1. Обращение к несовершеннолетним. Реклама лекарственных средств и медицинских изделий не должна быть направлена на несовершеннолетних.
  2. Ссылки на случаи излечения. Реклама не должна содержать ссылки на конкретные случаи выздоровления или улучшения состояния здоровья вследствие использования рекламируемого объекта. Это также распространяется на рекламу медицинских услуг и методов народной медицины.
  3. Выражение благодарности. Реклама не должна содержать выражения благодарности физическими лицами в связи с использованием рекламируемого объекта. Исключения делаются для рекламы, распространяемой на медицинских или фармацевтических выставках и в специализированных изданиях для медицинских и фармацевтических работников.
  4. Ссылки на исследования. Реклама не должна создавать впечатление преимуществ рекламируемого объекта на основании обязательных исследований, проведённых для государственной регистрации. Это также касается рекламы медицинских услуг и методов народной медицины.
  5. Утверждения о заболеваниях. Реклама не должна содержать утверждений или предположений о наличии у потребителей заболеваний или расстройств здоровья.
  6. Впечатление о необходимости применения. Реклама не должна создавать у здорового человека впечатление необходимости применения рекламируемого объекта, за исключением препаратов для профилактики заболеваний.
  7. Создание впечатления ненужности обращения к врачу. Реклама не должна создавать впечатление, что обращение к врачу не нужно.
  8. Гарантии положительного действия. Реклама не должна гарантировать положительное действие, безопасность, эффективность и отсутствие побочных эффектов рекламируемого объекта.
  9. Представление в качестве добавок. Реклама не должна представлять объект в качестве биологически активной или пищевой добавки.
  10. Утверждения о естественном происхождении. Реклама не должна содержать утверждений о том, что безопасность и эффективность объекта гарантированы его естественным происхождением.

Дополнительные ограничения

ВАЖНО! Сообщения о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использовании лекарственных препаратов и медицинских изделий, допускаются только в пределах, указанных в утверждённых инструкциях по применению и использованию.

Медицинская реклама имеет важные особенности, которые необходимо учитывать для соблюдения законодательства. Она играет значительную роль в информировании потребителей о возможностях лечения и профилактики, однако должна быть максимально корректной и этичной, чтобы избежать введения в заблуждение и необоснованных надежд.

Требования к медицинской рекламе

Любая реклама в медицинской сфере, будь то лекарства, медицинские услуги, включая методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, или медицинские изделия, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалиста. В радиопрограммах такое предупреждение должно длиться не менее трех секунд. В телепрограммах и при кино- и видеообслуживании оно должно длиться не менее пяти секунд и занимать не менее семи процентов площади кадра. В другой рекламе предупреждение должно занимать не менее пяти процентов рекламной площади или пространства.

Эти требования не распространяются на рекламу, размещаемую на медицинских или фармацевтических выставках, семинарах, конференциях и других подобных мероприятиях, а также в специализированных изданиях для медицинских и фармацевтических работников, и на рекламу, адресованную исключительно этим специалистам.

Реклама рецептурных лекарственных препаратов, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также медицинских изделий, требующих специальной подготовки, допускается только на медицинских и фармацевтических выставках, семинарах, конференциях и в специализированных изданиях для медицинских и фармацевтических работников.

Реклама лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные вещества, внесенные в соответствующие списки, запрещена, за исключением случаев, когда такая реклама распространяется на медицинских или фармацевтических выставках, семинарах, конференциях и в специализированных изданиях для медицинских и фармацевтических работников.

Проведение рекламных акций с раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные вещества, запрещено.

Разграничение рекламы медицинских услуг и методов профилактики

Определение различий

Реклама медицинских услуг и реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации должны четко разграничиваться. Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 №804н, медицинские услуги определяются перечнем. Если реклама указывает на способы воздействия на организм человека, которые совпадают с наименованиями медицинских услуг из Номенклатуры, то такая реклама квалифицируется как реклама медицинских услуг, если в ней отсутствует информация, позволяющая выделить иные объекты рекламирования.

Проблемные вопросы и ограничения

Проблемы в области ограничения медицинской рекламы связаны с запретами и санкциями. Согласно части 5 статьи 14.2 КоАП, нарушение требований законодательства о рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, включая методы лечения и биологически активные добавки, влечет наложение административных штрафов. Гражданам грозит штраф от 2000 до 2500 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, юридическим лицам – от 200 000 до 500 000 рублей.

Надлежащая реклама методов профилактики

Реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации считается надлежащей и не влечет административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, если не раскрывает содержание указанных методов и распространяется в составе рекламы медицинских услуг. В такой рекламе должно содержаться предупреждение о наличии противопоказаний к применению, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалиста.

Пример Разграничения

Ультразвуковое исследование (УЗИ) и электрокардиография (ЭКГ) формально относятся к методам диагностики заболеваний и не могут быть указаны в рекламе в качестве конкретного метода диагностики и лечения. Однако, если реклама касается медицинской услуги, а не конкретного метода, указывать на метод можно. При этом необходимо строго соблюдать требования и указывать наличие противопоказаний, необходимость ознакомления с инструкцией по применению или консультации специалистов. Отсутствие этих указаний квалифицируется как нарушение и влечет административную ответственность.

Нарушения и Ответственность

Наиболее частым нарушением является отсутствие предупреждений в рекламе. Это нарушение влечет привлечение к административной ответственности и наложение штрафов, предусмотренных законодательством. Поэтому важно строго соблюдать все требования к медицинской рекламе, чтобы избежать санкций.