Пациент иногда может получить бесплатную медицинскую помощь и в частной клинике, если она работает в системе ОМС. В этом случае клиника обязана информировать пациентов об этом на своем сайте и в регистратуре. Давайте разберемся в этом вопросе.
Информация о частных клиниках. Полный список частных клиник, предоставляющих бесплатную медицинскую помощь по ОМС, обычно можно найти на сайте ТФОМС. При необходимости данные о таких клиниках можно получить и у страховой компании, работающей с данной частной клиникой.
Услуги по ОМС. На сайте частной клиники должны быть перечислены те услуги, которые пациенты могут получить бесплатно в рамках ОМС. Если медорганизация оказывает только часть бесплатных услуг, она также должна проинформировать пациентов об этом. Например, консультация и первичный осмотр врача могут быть бесплатными, а любые анализы пациент будет оплачивать самостоятельно.
Право пациента на бесплатную медицинскую помощь
Нюансы получения бесплатной медпомощи в коммерческой клинике. Пациент должен помнить, что страховая компания всегда готова защитить его права на бесплатное лечение. Если частная клиника предлагает дополнительные обследования или анализы, не включенные в список бесплатных услуг, пациент может обратиться в страховую компанию для консультации у медэкспертов. Они помогут выяснить, насколько обоснованы такие обследования и входят ли они в перечень услуг, покрываемых полисом.
Действия при нарушении права на бесплатную медпомощь. Если клиника пытается взимать плату за бесплатные услуги, пациент должен сообщить об этом в страховую компанию. Важно, чтобы клиника предупреждала подобные ситуации, полностью информируя пациентов о видах и способах получения бесплатного лечения по ОМС.
Информирование пациентов о лечении по ОМС. Информация должна быть доступна как в регистратуре, так и на сайте клиники. Пациент должен легко найти:
- Перечень необходимых документов для получения бесплатного лечения по ОМС.
- Список бесплатных услуг, предоставляемых клиникой по ОМС.
Информирование пациентов в случае, если клиника не оказывает бесплатного лечения. Если клиника не предоставляет бесплатную медпомощь по ОМС, отсутствие соответствующей информации может вызвать недовольство проверяющих при плановом контроле. Чтобы избежать этого, необходимо:
- Разместить информацию о возможностях лечения по ОМС в уголке потребителя.
- Выложить на сайте информацию о невозможности лечения по ОМС в данной клинике и указать, где можно найти ближайшие клиники, предоставляющие бесплатную медицинскую помощь по ОМС.
Государственные гарантии медицинской помощи
- Федеральный Закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гарантирует право граждан на получение бесплатной медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Статья 80 Закона перечисляет виды медицинской помощи, предоставляемой в рамках этих гарантий. К ним относятся первичная медико-санитарная помощь, включая доврачебную, врачебную и специализированную помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, экстренная скорая помощь, в том числе специализированная, и паллиативная помощь в медицинских организациях. Правительство ежегодно утверждает программы государственных гарантий, перечень которых постоянно расширяется.
- Информирование пациентов. Закон (в частности, подпункт 3 части 1 ст. 79) обязывает медицинские организации информировать пациентов о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и территориальных программ госгарантий. Информирование можно осуществлять через размещение информации на сайте частной клиники и на стенде в доступном для посетителей месте. Невыполнение этих обязанностей может привести к административной ответственности по статье 6.30 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за непредоставление пациентам информации о возможности получения бесплатной медицинской помощи.
- Цель информирования. Это правило введено для защиты прав пациентов частных клиник, чтобы они знали, что аналогичная помощь может быть получена в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Закон позволяет пациентам выбирать, оплачивать медицинскую помощь или получать ее по полису ОМС. Важно отметить, что размещение информации о государственных гарантиях не обязывает коммерческую клинику оказывать такие услуги бесплатно и не требует дополнительного информирования пациентов под роспись.
- Места размещения информации. Действующее законодательство не определяет точные места размещения и объем доводимой информации, однако сложившаяся практика указывает, что информация должна быть размещена:
- На сайте организации.
- На стенде в фойе медицинской организации.
Должны быть указания на возможность получения аналогичных услуг по полису ОМС в государственных медицинских организациях или в данной организации, если она включена в систему ОМС, порядок получения полиса ОМС и информация о перечне услуг. Стенд и размещенная на нем информация должны быть видны и заметны потребителям и проверяющим органам.
- Ответственность за нарушение. Своевременное информирование пациентов о бесплатном лечении по ОМС помогает избежать конфликтов с проверяющими органами. Штраф за отсутствие такой информации составляет от 10 000 до 20 000 рублей. За соблюдением норм информирования следят сотрудники Роспотребнадзора. Нарушения этого правила регулярно фиксируются, независимо от того, частная это или государственная медорганизация.
- Пример из практики. Областной суд Архангельской области рассмотрел жалобу ГБУЗ АО «Архангельская городская поликлиника N 14», которая оспаривала штраф за отсутствие информации о госгарантиях оказания медицинской помощи. Поликлиника мотивировала это тем, что входит в систему ОМС и в любом случае оказывает медицинскую помощь бесплатно. Суд счел этот довод несущественным и отказал в удовлетворении жалобы, указав, что информирование пациентов о государственных гарантиях должно проводиться в обязательном порядке.
Размещение информации об услугах ОМС на сайте коммерческой клиники
Информация о предоставлении услуг по ОМС, требуемая законом, часто должна быть размещена на сайте коммерческой клиники. Однако здесь возникает противоречие: по закону, эта информация должна быть на видном месте (лучше всего — на главной странице), но клинике хотелось бы использовать это пространство для информации, приносящей прибыль. Как можно разрешить это противоречие?
- Общий блок с информацией об услугах. Разместите информацию об услугах по ОМС в общем блоке, который информирует клиентов о всех видах и способах возможного лечения в клинике.
- Специальная рубрика для пациентов. Создайте специальную рубрику для пациентов, где будут описаны услуги по ОМС, и разместите ссылку на эту рубрику на главной странице сайта.
- Пункт в главном меню. Включите в главное меню сайта пункт, ведущий на страницу, подробно рассказывающую о взаимодействии клиники со страховыми компаниями и о предоставляемых услугах по ОМС.
- Информация в футере сайта. Аналогичный пункт можно разместить в нижней части главной страницы сайта, в футере. Таким образом, информация будет доступна на каждой странице сайта, не занимая много места.