Боязнь стоматологов у детей: как выстраивать работу врачей и медперсонала

Боязнь стоматологов у детей: как выстраивать работу врачей и медперсонала

Согласно информации Всемирной Организации Здравоохранения, 98% жителей планеты сталкиваются с кариесом. Это приводит к серьезным проблемам в стоматологической системе и общем состоянии здоровья: разрушенные зубы становятся источником хронических инфекций, ослабляют иммунную систему и нарушают функционирование различных органов и систем. Однако 73-89% людей избегают посещения стоматолога из-за страха, возникшего еще в детстве.

Врожденные дефекты молочных зубов начинают проявляться в раннем возрасте, от рождения до трех лет. Возраст от трех до шести лет является ключевым периодом для развития стоматологических заболеваний у детей. Именно в эти годы многие дети впервые посещают стоматолога. От успешности этого первого посещения зависит как физическое здоровье, так и психологическое благополучие ребенка. Современное развитие стоматологии позволяет проводить обширные и технически сложные процедуры, однако внедрение передовых технологий ограничивается глобальной проблемой — преодолением страха перед медицинскими процедурами у детей.

Интересные факты!

Около 81% детей испытывают страх перед стоматологическими процедурами. Среди детей, которые избегают контакта и проявляют боязнь, 11% отказываются от лечения зубов или стараются его избежать любыми способами. У 43% детей начальной школьного возраста отношение к лечению зубов можно охарактеризовать как начальное негативное, у 42% — как выраженное, но преодолимое негативное отношение, а у 5,5% детей — как непреодолимое негативное отношение, которое без особых мер по изменению психоэмоционального состояния ребенка не позволяет завершить лечение. Врачи выбирают из числа маленьких пациентов тех, кто не создает трудностей в общении и лечении. Для успешного установления контакта с малышами, необходимо значительное время и применение специальных психологических методов.

В частных клиниках Москвы детей принимают не во всех учреждениях, и чаще всего это школьники и дошкольники, которые хорошо себя ведут. Около половины клиник принимают школьников старше 10 лет; многие клиники вообще не принимают детей на лечение. В государственных детских стоматологических поликлиниках, несмотря на прием по обращаемости, часто сохраняется принцип обращения к малышам из категории «неконтактных» или лечение проводится «без гарантий», что зачастую является неадекватным. Иногда детей отправляют на лечение под наркоз или советуют подождать, пока они немного не подрастут. Несмотря на высокую потребность в стоматологической помощи, качественно и полностью оказать ее всем детям оказывается невозможным.

Работа со стоматофобией у детей: методы и подходы

Существует множество причин развития стоматофобии у детей, среди которых можно выделить следующие:

  1. Негативный предыдущий опыт — это может быть болезненное или неудачное лечение зубов, или любое другое медицинское вмешательство.
  2. «Заражение» эмоциями родителей — когда родители сами боятся стоматологов или сильно переживают за лечение своего ребенка.
  3. «Заражение» эмоциями других детей — если ребенок видит, как другой ребенок плачет или отказывается от лечения.
  4. Страх перед неизвестностью — ребенок не понимает, что происходит в кабинете стоматолога, что делает шумная аппаратура и т.д.
  5. Отсутствие душевного контакта с лечащим врачом — если стоматолог не может наладить контакт с маленьким пациентом и настроиться на его волну.

Понимание того, что чувствует ребенок, помогает эффективно бороться с развитием стоматофобии, особенно у новичков. Очень важно проявлять чуткость и бережное отношение к внутреннему миру ребенка, что можно достичь, овладев базовыми знаниями детской психофизиологии и психологии.

Интересные факты! Существуют так называемые «возрастные страхи». Исследования показывают, что первые страхи могут появиться уже в возрасте двух лет, например, боязнь врачей. С тремя годами могут появиться страх темноты и одиночества. В 6-7 лет у детей может развиться страх смерти, а в 7-8 — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет у детей может появиться страх сделать что-то не так или не соответствовать ожиданиям.

Наличие страхов у детей — это нормально, но избыточные страхи могут указывать на повышенную тревожность, которая особенно остро проявляется в медицинских учреждениях. Важно наладить первоначальный контакт с ребенком уже в приемной, установив зрительный контакт, улыбнувшись и заговорив с ним. Это поможет ребенку почувствовать себя важным и защищенным.

Для успешного «завоевания доверия» у маленького пациента важно передавать теплоту и дружелюбие, использовать доступный для понимания ребенка язык, избегать медицинской терминологии, которая может вызвать страх, и применять юмор там, где это уместно. Важно также уважать чувства ребенка и не спешить во время лечения.

Эти подходы помогают создать положительное впечатление о посещении стоматолога и снизить уровень тревожности у маленьких пациентов, делая процесс лечения более комфортным и менее стрессовым для всех участников.

Когда маленький пациент чувствует себя в безопасности

Маленький пациент ощущает комфорт в общении с врачом, когда последний способен воспринимать и разделять его внутренний мир и эмоции. Это достигается, когда врач ориентирован на ребенка, то есть ведет себя так, чтобы ребенок чувствовал его полное присутствие:

  1. Я здесь — врач полностью сосредоточен на ребенке: физически, умственно и эмоционально.
  2. Я слышу тебя — врач внимателен ко всему, что ребенок выражает словами и без слов.
  3. Я понимаю — врач стремится понять и передать ребенку свое понимание его переживаний.
  4. Мне не все равно — врач заботится о ребенке как о личности и демонстрирует это своим поведением.

Важно помнить, что в безопасной обстановке врач способен быть собой, что, в свою очередь, способствует созданию комфортной атмосферы для ребенка. Однако дети могут чувствовать и отражать эмоциональное состояние взрослых, так что непроизвольные реакции врача, как раздражение или разочарование, могут оказать влияние на детское поведение.

Секрет установления контакта с некоммуникабельным ребенком:

Вербальная реакция врача на действия или ощущения ребенка помогает установить контакт. Важно завершать любое общение на позитивной ноте, чтобы смягчить возможные негативные впечатления от медицинских процедур. Врачи — не сверхлюди и могут испытывать обычные эмоциональные реакции, поэтому важно с самого начала установить границы в общении. Это включает в себя формулирование запретов в общей, а не индивидуальной форме, четкое выражение разрешений и запретов до начала процедур, и избежание противоречий между различными требованиями и запретами.

Эта методика направлена не на решение психологических проблем или коррекцию поведения, а на формирование естественных и здоровых отношений между врачом и маленьким пациентом.

Формирование отношений с маленьким пациентом

Посещение медицинских учреждений может стать источником стресса для детей из-за незнакомой обстановки и неприятных процедур. Нередко родители и дети избегают обсуждения болезней и связанных с ними эмоций, что может оставлять неразрешенные переживания страха и вины в памяти ребенка, влияя на его психологическое развитие.

Игровая терапия

По мнению игрового психотерапевта Голдена, игрушки играют столь же важную роль в терапии детей, как и медицинские инструменты для врачей. В медицинских учреждениях они создают приветливую и безопасную атмосферу, позволяя детям через символическую игру выразить свои страхи и тревоги. Игры с медицинскими инструментами, куклами или животными помогают детям познакомиться с процедурами и уменьшить связанное с ними беспокойство.

Игрушки служат словами, а игра — естественным языком ребенка, через который он может выразить свои переживания. Исследования показывают, что 80% родителей считают, что игрушки в клинике помогают снизить уровень страха и тревожности у детей. Родители также отмечают, что чувствуют себя менее напряженными, когда их дети заняты игрой.

Примеры игровой терапии

  1. Игра «Доктор». Для преодоления страха перед стоматологическими процедурами с дошкольниками можно играть в «доктора». Ребенок выбирает куклы для игры — «смелую» и «трусливую». Сначала ребенок и врач меняются ролями, что позволяет ребенку посмотреть на ситуацию с разных сторон и облегчить свои страхи.
  2. Игра «Закорючки». Эта техника помогает дошкольникам и младшим школьникам исследовать свои чувства через рисование. Игра включает чередование ходов: взрослый рисует закорючку, которую ребенок превращает в полноценный рисунок и рассказывает о нем историю. Это позволяет ребенку выразить и обсудить свои переживания, сохраняя при этом эмоциональное расстояние.

Эти методы игровой терапии предлагают эффективный подход к снижению тревожности у детей в медицинских учреждениях, создавая условия для их быстрейшего восстановления и психологического комфорта.

Работа с агрессивными детьми

Агрессия у детей часто выступает как средство привлечения внимания взрослых и инструмент воздействия на родителей, особенно если те колеблются в принятии решений. На фоне неопределенности дети могут устраивать вспышки гнева, чтобы добиться желаемого.

Методы снижения агрессии у детей

  • Стаканчик для криков. Ребенок может выкрикивать свои негативные эмоции в специально отведенный стакан, что помогает уменьшить внутреннее напряжение.
  • Мыльные пузыри. Выдувание мыльных пузырей помогает снизить агрессию и перенести внимание на что-то успокаивающее.
  • Уход за растениями. Полив цветов способствует развитию ответственности и заботливости.
  • Стучание карандашом по столу. Простой ритмический метод, который помогает сосредоточить раздражение в одно действие.
  • Скомкать бумагу. Физическое уничтожение объекта, на который направлены негативные чувства.
  • Рисование обидчика. Визуализация обидчика и последующее его зачеркивание или стирание помогает символически избавиться от негативных эмоций.
  • Пластилиновый обидчик. Создание и разрушение фигурки из пластилина, представляющей обидчика, является катартическим действием.

Работа с гиперактивными детьми

Гиперактивные дети отличаются повышенной импульсивностью, несобранностью и двигательной активностью. Эти дети требуют особого подхода в общении и лечении.

Рекомендации для работы с гиперактивными детьми

  • Время приема. Целесообразно проводить прием в первой половине дня, когда ребенок более управляем.
  • Четкие инструкции. Инструкции должны быть короткими и ясными, не более 10 слов.
  • Спокойствие взрослого. Важно оставаться спокойным, несмотря на попытки ребенка манипулировать взрослым.
  • Тактильные приемы. Приятные тактильные ощущения, такие как поглаживание или массаж, могут помочь снять эмоциональное напряжение.

Эти методы помогают взрослым более эффективно взаимодействовать с агрессивными и гиперактивными детьми, обеспечивая более успешное взаимодействие и лечение в медицинских учреждениях.

Работа с тревожными и замкнутыми детьми

Работа с тревожными детьми

Тревожные дети проявляют высокую степень беспокойства и чувствительности. Важно при работе с такими детьми обеспечить установление визуального контакта, что помогает создать атмосферу доверия и безопасности.

Работа с замкнутыми детьми

Замкнутые и застенчивые дети часто воспринимают активные попытки взаимодействия как навязывание или отвержение. Эффективный подход включает терпение и принятие темпа ребенка в коммуникации, что способствует постепенному преодолению их замкнутости.

Основные правила работы с тревожными и замкнутыми детьми

  • Визуальный контакт. Прямое общение глаза в глаза способствует созданию доверия.
  • Ненавязчивость. Важно не давить на ребенка, а предлагать ему активности на его условиях.
  • Терпение и время. С течением времени и при правильном подходе замкнутый ребенок может стать более открытым и активным.
  • Избежание категоричности. Важно не запрещать что-либо в категоричной форме и предлагать альтернативы.
  • Интересные вопросы. Задавать неожиданные вопросы, которые могут стимулировать интерес и участие ребенка.
  • Эмпатия и прослушивание. Важно слушать, что ребенок хочет сказать, и отвечать адекватно его эмоциональному состоянию.
  • Использование зеркал и фотографии. Показывать ребенку его собственные эмоции через зеркало или фотографию может помочь ему осознать свои выражения и реакции. Это должно происходить с согласия ребенка и быть выполнено тактично, чтобы не вызвать обиду.
  • Повторение просьб. Использовать нейтральный тон и повторять просьбу несколько раз одними и теми же словами, чтобы обеспечить понимание и соблюдение инструкций без создания дополнительного давления.
  • Юмор и игра. Вводить элементы игры и юмора во взаимодействие, чтобы сделать процесс менее напряженным и более привлекательным для ребенка. Юмор может разрядить напряженные моменты и сделать обстановку более дружелюбной.
  • Уважение и искренность. Важно относиться к ребенку с уважением, показывать искренний интерес к его переживаниям и активно участвовать в общении.

Эти подходы помогают создать благоприятную атмосферу для детей, особенно тревожных и замкнутых, и способствуют формированию позитивного взаимодействия. Взрослые, включая родителей и медицинских специалистов, должны стремиться к пониманию детских эмоций и реагировать на них адекватно, что способствует лучшему взаимопониманию и эффективности лечения.