Хирургические технологии в медицинских учреждениях — ключевое направление оказания медицинской помощи. В ряде случаев хирургическое вмешательство становится единственным методом лечения, способным спасти жизнь пациента. В данном материале мы расскажем о том, как организована работа хирургических отделений.
Организация хирургических отделений: задачи и структура
- Основные задачи хирургических отделений
Хирургические отделения предназначены для лечения пациентов, которым требуется хирургическое вмешательство. Одной из ключевых задач этих отделений является профилактика внутрибольничных инфекций. Это включает минимизацию риска заноса инфекций в отделение, предотвращение их распространения среди пациентов и предотвращение выхода инфекции за пределы больницы. - Структура хирургического отделения
Хирургическое отделение включает несколько важных помещений, обеспечивающих его работу:- Пациентские палаты;
- Посты для медицинских сестер;
- Перевязочные и процедурные кабинеты;
- Клизменная комната;
- Ординаторская для врачей.
Также необходимы помещения для хозяйственных нужд:
- Комнаты для грязного белья;
- Ванные и санитарные узлы;
- Подсобные помещения.
Кроме того, требуются помещения для персонала:
- Кабинет заведующего;
- Комнаты для старшей сестры и сестры-хозяйки;
- Столовая.
Для удобства и безопасности пациентов отделение должно быть оборудовано водопроводом, отоплением, канализацией и вентиляцией.
- Операционный блок
Для выполнения операций выделяется специальная группа помещений, которая называется операционным блоком. Операционные блоки могут быть централизованными или децентрализованными. В крупных больницах операционный блок обычно централизован и обслуживает несколько хирургических отделений. В небольших учреждениях может использоваться децентрализованный вариант, когда операционный блок располагается в каждом отделении отдельно. - Организация хирургических отделений в крупных клиниках
В крупных медицинских центрах создаются несколько хирургических отделений, каждое из которых должно иметь минимум 30 коек. Существуют также специализированные хирургические отделения, такие как онкологическое, кардиологическое, урологическое и другие. Размещение пациентов зависит от тяжести их состояния. Например, в общехирургических отделениях больные с гнойными процессами должны находиться отдельно от пациентов без гнойных осложнений, чтобы предотвратить распространение инфекций.
Основные помещения и персонал хирургического отделения
- Ключевые помещения хирургического отделения
- Палаты: Каждая палата оснащена функциональными кроватями, которые позволяют изменять положение пациента для удобства. Рядом с кроватью размещается тумбочка для личных вещей. В случае тяжелого состояния пациента используются специальные подъемные столики. Все палаты должны быть оборудованы кнопками для вызова медицинского персонала.
- Сестринские посты: Размещаются так, чтобы обеспечивать хороший обзор палат. Они оборудованы шкафами для хранения медикаментов и средств ухода за пациентами.
- Процедурная: Здесь выполняются такие процедуры, как забор крови из вены, внутривенное введение препаратов и другие процедуры. В отделениях общей хирургии должны быть организованы «чистая» и «гнойная» перевязочные для предотвращения перекрестного инфицирования.
- Клизменная: В этом помещении проводятся не только процедуры постановки клизм, но также промывание желудка и катетеризация мочевого пузыря.
- Ординаторская: Рабочее место врачей, предназначенное для оформления медицинской документации. Здесь должны быть столы, стулья и шкафы для хранения документов.
- Помещение для старшей медсестры и сестры-хозяйки: Старшая медсестра отвечает за учет медикаментов и ведение больничных листов, поэтому ей необходимо отдельное рабочее пространство. В ее комнате могут храниться лекарства и медицинские принадлежности. В комнате сестры-хозяйки хранится спецодежда и постельное белье для пациентов.
- Состав персонала хирургического отделения
- Хирургическое отделение возглавляет врач с высшим и послевузовским образованием по специальности «хирургия». Врачами-хирургами также назначаются специалисты с аналогичным образованием. Эти требования регулируются приказом Минздравсоцразвития России №415н от 7 июля 2009 года.
- Средний медицинский персонал состоит из специалистов по профилю «медицинская сестра» и «медицинская сестра перевязочной», согласно приказу Минздравсоцразвития №541н от 23 июля 2010 года.
- Назначение заведующего хирургическим отделением возможно только при наличии в штате не менее шести врачебных должностей. Старшая медсестра назначается в соответствии с требованиями к заведующим отделениями, а старшая операционная сестра – при наличии минимум четырех работающих врачей-хирургов.
- Число медсестёр определяется следующим образом: две медсестры на каждую должность врача-хирурга или травматолога-ортопеда, и одна медсестра на должность онколога или уролога.
- Количество младшего медперсонала рассчитывается по принципу: одна санитарка на каждого хирурга. Для операционных предусмотрена одна санитарка на одну операционную сестру.
Организация работы в хирургическом отделении и санитарные меры
- Процедура приема пациента
При поступлении пациента в кабинет, медсестра регистрирует его обращение и проводит первичный осмотр. Далее пациента направляют к профильным хирургам. Дежурные бригады хирургов разделены по специализациям: общая хирургия, нейрохирургия, кардиохирургия и травматология. В то же время хирурги, работающие с гнойно-септическими пациентами, действуют отдельно. - Осмотр пациента и обработка
Пациента укладывают на кушетку для осмотра. После каждого осмотра кушетку обрабатывают раствором перекиси водорода. Для гнойно-септических пациентов используется раствор хлорамина. Медицинский персонал, работающий с такими пациентами, использует одноразовые перчатки и фартук. После каждой процедуры сменяют маску, однако оптимальным вариантом является использование лицевого щитка. - Организация работы в гнойно-септических отделениях
В крупных медицинских учреждениях создаются специальные отделения для гнойно-септических больных. Эти отделения имеют собственные операционные и реанимационные блоки. Для предотвращения распространения инфекции отделение изолировано боксами, которые регулярно дезинфицируются. Форма медперсонала меняется ежедневно, каждому сотруднику выдаются маркированные полотенца. Руки тщательно моют с хозяйственным мылом как до, так и после осмотра пациента. - Ограничения для посетителей и передвижение пациентов
Посещение родственников в хирургических отделениях строго ограничено и разрешено только в случае необходимости ухода за больным. Перемещение пациентов внутри отделения допускается только для проведения медицинских манипуляций или обследований. - Санитарные меры в отделении
Смена постельного белья проводится один раз в неделю после санитарной обработки пациента и антисептической уборки палаты с использованием ультрафиолетового облучения. Влажная уборка помещений проводится дважды в день. Для стерилизации воздуха также применяется ультрафиолетовое облучение, которое выполняется два раза в сутки.