Технологии телемедицинских консультаций в России и за рубежом

Технологии телемедицинских консультаций в России и за рубежом

За последний век технологии телемедицинских консультаций значительно продвинулись вперед: их применение в ведущих медицинских клиниках по всему миру значительно расширилось, а реализованные проекты в некоторых странах доказали не только их социальную важность, но и экономическую выгоду.

Телемедицинские консультации: мировой опыт

Современные телемедицинские консультации представляют собой один из наиболее динамично развивающихся секторов здравоохранения на глобальном уровне, с ростом, по некоторым оценкам, достигающим 20% в год. В 2014 году общая стоимость мирового рынка телемедицины была оценена в 14,3 миллиарда долларов, согласно исследованию Transparency Market Research, и уже через два года, по данным P&S Market Research, эта цифра возросла до 18 миллиардов долларов. Ожидается, что по прогнозам BBC Research, рынок достигнет 44 миллиардов долларов в следующем году.

Сегодня в мире функционирует свыше 250 медицинских проектов, где активно используются телекоммуникационные и информационные технологии. Эти проекты можно условно разделить на две основные категории: взаимодействие «врач – врач» и «врач – пациент». Первая категория, более распространенная, включает в себя коммуникации между медицинскими специалистами через аудио- и видеосвязь. Например, во многих странах проходят интерактивные консилиумы, где лечащий врач в реальном времени получает консультации у ведущих специалистов, анализируя медицинскую историю и жизненно важные показатели пациента для принятия решений о необходимых медицинских вмешательствах.

Видеокоммуникации также играют ключевую роль в дистанционном медицинском обучении, включая видеолекции для студентов и мастер-классы от ведущих врачей, а также трансляции уникальных операций. Вторая категория, «врач – пациент», включает в себя удаленные консультации, полноценные медицинские осмотры, и дистанционное наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.

Первая трансконтинентальная медицинская видеоконференция была проведена 2 мая 1965 года кардиологом Майклом Дебейки, что подчеркивает давнюю историю телемедицины. Сегодняшние лидеры в разработке и применении телемедицинских технологий – США, где проводится около 1,25 миллиона телемедицинских консультаций в год, и Европа, где до 2020 года ожидается, что доля дистанционных медицинских услуг достигнет 50%.

Инновации в телемедицине приводят к существенной экономии средств и ресурсов. Например, в Нидерландах использование телемедицинских технологий позволило сократить количество госпитализаций на 64%, и продолжительность госпитализаций – на 87%, что также снизило количество очных консультаций на 39%. Такие данные подчеркивают не только экономическую, но и социальную значимость телемедицинских технологий.

Эволюция телемедицинских услуг в России

Телемедицинские консультации в России начали развиваться более двух десятилетий назад, однако до недавнего времени эта область не имела четкого правового регулирования. Развитие телемедицины происходило спорадически и регулировалось различными ведомственными или региональными актами, принятыми, например, в Санкт-Петербурге, республиках Башкортостан и Татарстан, а также в Московской, Пензенской, Нижегородской областях.

Один из значимых проектов, начатый в 1997 году под названием «Москва – регионы России», использовал систему видеоконференций для связи между ведущими медицинскими специалистами из таких центров, как Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН и Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России, и региональными врачами, студентами и научными сотрудниками. Этот проект позволил проводить дистанционные консультации и обучение.

В 1999 году была создана Московская корпоративная телемедицинская сеть, объединившая 32 ведущие НИИ и клиники Москвы, что дало возможность проводить удаленные консультации и обмен медицинскими данными через оптоволоконные каналы связи. Несмотря на успех отдельных проектов, широкомасштабный рынок телемедицинских услуг в России не сформировался из-за отсутствия четкой нормативной базы.

Ситуация начала меняться с принятием федерального закона, который вступил в силу в январе текущего года, официально разрешив врачам проводить телеконсилиумы и телемедицинские консультации, а также вести дистанционный мониторинг пациентов. По данным НАФИ, уже 61% населения России выразили желание получать медицинскую помощь дистанционно.

На создание Единой государственной информационной системы в здравоохранении, которая позволит объединить все медицинские учреждения страны для проведения телеконсультаций, в федеральном бюджете на 2018 год выделено 740 млн рублей. По планам, к концу года система позволит оказывать телемедицинские услуги в круглосуточном режиме.

Данные факты подтверждают, что Россия активно движется в сторону интеграции телемедицинских технологий в систему здравоохранения, что несомненно будет способствовать повышению доступности и качества медицинской помощи для граждан.

Барьеры на пути к массовому внедрению телемедицины в России

На мой взгляд, создание массового рынка телемедицинских услуг в России — это задача, которую можно будет решить в ближайшие 7-10 лет. Несмотря на активные усилия государства и бизнеса, а также значительный интерес инвесторов, существует ряд препятствий, которые мешают широкому распространению телемедицинских проектов по всей стране. Существующий закон о телемедицине, введенный в действие, к сожалению, ограничивает возможности полноценного предоставления дистанционных медицинских услуг и содержит множество ограничений. В частности, врачи не имеют права ставить диагнозы и назначать лечение онлайн без предварительной очной консультации, которая необходима для корректировки лечения.

Закон также устанавливает сложные процедуры идентификации для врачей и пациентов в рамках единой информационной системы здравоохранения, требуя от них использования электронной цифровой подписи для авторизации. К тому же, программное обеспечение, используемое для дистанционного мониторинга пациентов, должно быть зарегистрировано как медицинское изделие.

Кроме того, для полноценного развития телемедицинских услуг требуется разработка множества подзаконных актов, которые уточнят нормы оказания телемедицинских услуг. Согласно исследованиям EY, проведенным в 2017 году среди специалистов из 25 частных многопрофильных клиник по всей России, 67% респондентов указали на отсутствие законодательной базы как на главное препятствие для развития телемедицины в стране.

Другое критически важное требование к телемедицинским проектам — это защита врачебной тайны и обеспечение конфиденциальности персональных данных пациентов. Это лишь одно из множества препятствий на пути к обеспечению доступа ко всем формам дистанционной медицинской помощи для граждан страны, ведь помимо законодательных аспектов существуют и другие факторы, такие как различия в уровне информатизации регионов, разнообразие в опыте реализации телемедицинских инициатив и готовность медицинских кадров.

Влияние программных систем ВКС на развитие телемедицины

Исходные телемедицинские инициативы опирались на сложные и дорогостоящие комплексы специализированного оборудования. При их масштабировании заказчики часто сталкивались с трудностями: уже существующая ИТ-инфраструктура ограничивала возможности установки аппаратуры от других производителей, что приводило к проблемам несовместимости и затрудняло развитие телемедицинских сервисов.

Современные решения открывают новые возможности благодаря более простым и экономически выгодным программным продуктам, которые обладают гибкостью в разработке и широкими возможностями для интеграции. Например, наша компания в январе этого года представила IVA MCU – универсальную платформу для видеоконференций, которая позволяет обеспечивать высокоскоростную передачу аудио и видео, проводить прямые трансляции без необходимости установки дополнительного ПО, и поддерживать высочайшее качество видео, включая стандарт 4K Ultra HD.

Такие системы для видеоконференций могут транслировать видео одновременно с камер врача и с встроенных камер медицинского оборудования, таких как эндоскопы, а также передавать данные с телеметрических устройств, контролирующих пульс и давление пациента. Вопросы конфиденциальности и сохранения врачебной тайны решаются благодаря защищенным каналам передачи данных, возможности шифрования трафика, а также системам авторизации и доступа к видеосессиям через индивидуальные ссылки и пароли.

Наиболее значительное преимущество заключается в том, что интеграция программных систем ВКС с ИТ-инфраструктурой медицинских учреждений позволяет значительно сократить их затраты на связь в рамках телемедицинских проектов, что способствует более быстрому и масштабному распространению этих услуг по всей стране.

 

Изучайте новые направления
Подпишитесь на рассылку!
Ваша почта
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения