Должностная инструкция — инструктор-дактилолог

Должностная инструкция — инструктор-дактилолог

Введение к должностной инструкции инструктора-дактилолога подчеркивает уникальную и важную роль этого специалиста в сфере образования и реабилитации людей с нарушениями слуха. Инструктор-дактилолог специализируется на обучении жестовому языку и дактилологии, что позволяет обеспечить эффективное общение и интеграцию людей с нарушениями слуха в общество. Он ведет индивидуальные и групповые занятия с детьми и взрослыми, адаптируя методики обучения к специфическим потребностям каждого ученика. В его обязанности входит не только непосредственное обучение жестовому языку, но и разработка образовательных программ, консультирование родственников и близких людей с нарушениями слуха по вопросам коммуникации и взаимопонимания. Данная профессия требует от специалиста не только высокого уровня владения жестовым языком, но и психологической чуткости, терпения и способности находить индивидуальный подход к каждому ученику.

Образец должностной инструкции — инструктор-дактилолог

  1. Общие положения

1.1. Инструктор-дактилолог относится к категории специалистов.

1.2. На должность инструктора-дактилолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

1.3. Инструктор-дактилолог назначается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия по представлению

_________________________________________________________________________

и подчиняется непосредственно __________________________________________.

1.4. Инструктор-дактилолог должен знать:

— постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся общего и профессионального образования, трудоустройства работников и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, на котором используется контингент трудящихся с недостатками слуха;

— жестовую речь и методы дактилологического перевода;

— специализацию предприятия, технологию производства и номенклатуру выпускаемой продукции и выполняемых работ (услуг);

— применяемое оборудование и правила его эксплуатации;

— требования, предъявляемые к изготовляемой продукции, выполняемым работам (услугам);

— формы и методы организации учебно-воспитательной работы и производственного обучения работников;

— сурдопедагогику;

— основы социальной психологии;

— методы и средства реабилитации работников, имеющих недостатки слуха;

— основы экономики, организации труда и производства;

— правила и порядок оформления приема, перемещения и увольнения работников с недостатками слуха, предоставления им отпусков и предусмотренных законодательством льгот;

— формы и системы заработной платы и материального стимулирования;

— передовой отечественный и зарубежный опыт работы с контингентом персонала, имеющим недостатки слуха;

— основы трудового законодательства Российской Федерации;

— правила и нормы охраны труда;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— _________________________________________________________________.

1.5. Во время отсутствия инструктора-дактилолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.6. ______________________________________________________________.

  1. Должностные обязанности

Инструктор-дактилолог:

2.1. Организует использование на предприятии в качестве рабочих и служащих лиц с потерей слуха (глухих, глухонемых и тугоухих), их рациональную расстановку с учетом профессии, специальности и квалификации, медицинского заключения, рекомендаций медико-социальной экспертизы.

2.2. Выявляет возможности применения труда лиц с потерей слуха и содействует закреплению таких работников в трудовых коллективах.

2.3. Следит за соблюдением требований нормативных документов, содержащих противопоказания по применению труда слабослышащих на определенных видах работ, при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности лиц с недостатками слуха.

2.4. Оказывает помощь имеющим недостаток слуха при проведении вводных и других видов инструктажей, в обучении безопасным методам труда и ознакомлении с действующими инструкциями и правилами по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, в доведении до каждого из них производственных заданий, действующих форм оплаты труда, норм и расценок.

2.5. Анализирует и обобщает результаты труда работников с недостатками слуха и обеспечивает гласность их производственных достижений.

2.6. Контролирует правильность использования работников, имеющих недостаток слуха, обеспеченность выполнения производственных заданий материалами и инструментом, своевременность оформления и выдачи нарядов на работу, соответствие оплаты труда их трудовому вкладу, своевременность предоставления установленных законодательством социальных льгот и гарантий.

2.7. Способствует развитию наставничества, организации специализированных учебных групп для проведения занятий по повышению квалификации и освоению новых профессий.

2.8. Содействует созданию возможности и необходимых условий для совмещения обучения лиц с недостатками слуха в высших и средних профессиональных учебных заведениях с работой на предприятии, осуществляет контроль за своевременным предоставлением учащимся льгот, предусмотренных действующим законодательством.

2.9. Совместно с руководителями производственных подразделений контролирует своевременность профессионального продвижения работников, имеющих недостатки слуха, в соответствии с уровнем их подготовки, квалификации, а также с учетом интересов производства.

2.10. Совместно с администрацией и профсоюзными организациями предприятия решает вопросы улучшения жилищных и социально-бытовых условий этого контингента работающих, определения их детей в дошкольные учреждения, школы-интернаты и лагеря отдыха, предоставления нуждающимся санаторно-курортного лечения, оказания необходимой помощи в медицинском, правовом и бытовом обслуживании.

2.11. Способствует организации и эффективной работе кабинетов слуховой реабилитации, закреплению и дальнейшему развитию навыков речевого общения глухих работников со слышащими в процессе совместного труда.

2.12. _____________________________________________________________.

  1. Права

Инструктор-дактилолог имеет право:

3.1. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.2. Представлять на рассмотрение руководства предприятия предложения по вопросам своей деятельности.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.4. ______________________________________________________________.

  1. Ответственность

Инструктор-дактилолог несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.