Должностная инструкция — инструктор-дактилолог
Введение к должностной инструкции инструктора-дактилолога подчеркивает уникальную и важную роль этого специалиста в сфере образования и реабилитации людей с нарушениями слуха. Инструктор-дактилолог специализируется на обучении жестовому языку и дактилологии, что позволяет обеспечить эффективное общение и интеграцию людей с нарушениями слуха в общество. Он ведет индивидуальные и групповые занятия с детьми и взрослыми, адаптируя методики обучения к специфическим потребностям каждого ученика. В его обязанности входит не только непосредственное обучение жестовому языку, но и разработка образовательных программ, консультирование родственников и близких людей с нарушениями слуха по вопросам коммуникации и взаимопонимания. Данная профессия требует от специалиста не только высокого уровня владения жестовым языком, но и психологической чуткости, терпения и способности находить индивидуальный подход к каждому ученику.
Образец должностной инструкции — инструктор-дактилолог
- Общие положения
1.1. Инструктор-дактилолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность инструктора-дактилолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.
1.3. Инструктор-дактилолог назначается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия по представлению
_________________________________________________________________________
и подчиняется непосредственно __________________________________________.
1.4. Инструктор-дактилолог должен знать:
— постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся общего и профессионального образования, трудоустройства работников и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, на котором используется контингент трудящихся с недостатками слуха;
— жестовую речь и методы дактилологического перевода;
— специализацию предприятия, технологию производства и номенклатуру выпускаемой продукции и выполняемых работ (услуг);
— применяемое оборудование и правила его эксплуатации;
— требования, предъявляемые к изготовляемой продукции, выполняемым работам (услугам);
— формы и методы организации учебно-воспитательной работы и производственного обучения работников;
— сурдопедагогику;
— основы социальной психологии;
— методы и средства реабилитации работников, имеющих недостатки слуха;
— основы экономики, организации труда и производства;
— правила и порядок оформления приема, перемещения и увольнения работников с недостатками слуха, предоставления им отпусков и предусмотренных законодательством льгот;
— формы и системы заработной платы и материального стимулирования;
— передовой отечественный и зарубежный опыт работы с контингентом персонала, имеющим недостатки слуха;
— основы трудового законодательства Российской Федерации;
— правила и нормы охраны труда;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— _________________________________________________________________.
1.5. Во время отсутствия инструктора-дактилолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.
- Должностные обязанности
Инструктор-дактилолог:
2.1. Организует использование на предприятии в качестве рабочих и служащих лиц с потерей слуха (глухих, глухонемых и тугоухих), их рациональную расстановку с учетом профессии, специальности и квалификации, медицинского заключения, рекомендаций медико-социальной экспертизы.
2.2. Выявляет возможности применения труда лиц с потерей слуха и содействует закреплению таких работников в трудовых коллективах.
2.3. Следит за соблюдением требований нормативных документов, содержащих противопоказания по применению труда слабослышащих на определенных видах работ, при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности лиц с недостатками слуха.
2.4. Оказывает помощь имеющим недостаток слуха при проведении вводных и других видов инструктажей, в обучении безопасным методам труда и ознакомлении с действующими инструкциями и правилами по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, в доведении до каждого из них производственных заданий, действующих форм оплаты труда, норм и расценок.
2.5. Анализирует и обобщает результаты труда работников с недостатками слуха и обеспечивает гласность их производственных достижений.
2.6. Контролирует правильность использования работников, имеющих недостаток слуха, обеспеченность выполнения производственных заданий материалами и инструментом, своевременность оформления и выдачи нарядов на работу, соответствие оплаты труда их трудовому вкладу, своевременность предоставления установленных законодательством социальных льгот и гарантий.
2.7. Способствует развитию наставничества, организации специализированных учебных групп для проведения занятий по повышению квалификации и освоению новых профессий.
2.8. Содействует созданию возможности и необходимых условий для совмещения обучения лиц с недостатками слуха в высших и средних профессиональных учебных заведениях с работой на предприятии, осуществляет контроль за своевременным предоставлением учащимся льгот, предусмотренных действующим законодательством.
2.9. Совместно с руководителями производственных подразделений контролирует своевременность профессионального продвижения работников, имеющих недостатки слуха, в соответствии с уровнем их подготовки, квалификации, а также с учетом интересов производства.
2.10. Совместно с администрацией и профсоюзными организациями предприятия решает вопросы улучшения жилищных и социально-бытовых условий этого контингента работающих, определения их детей в дошкольные учреждения, школы-интернаты и лагеря отдыха, предоставления нуждающимся санаторно-курортного лечения, оказания необходимой помощи в медицинском, правовом и бытовом обслуживании.
2.11. Способствует организации и эффективной работе кабинетов слуховой реабилитации, закреплению и дальнейшему развитию навыков речевого общения глухих работников со слышащими в процессе совместного труда.
2.12. _____________________________________________________________.
- Права
Инструктор-дактилолог имеет право:
3.1. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3.2. Представлять на рассмотрение руководства предприятия предложения по вопросам своей деятельности.
3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
3.4. ______________________________________________________________.
- Ответственность
Инструктор-дактилолог несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.