Охрана изображения гражданина: статья 152.1 ГК РФ и другие нормативно-правовые акты, важные для директора клиники

Охрана изображения гражданина

В последнее время в СМИ и интернете все чаще появляются видеоролики, в которых фигурируют медицинские работники, причем нередко такие съемки ведутся с использованием скрытой камеры. Вопрос законности таких роликов и изображений регулируется статьей 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина». На что следует обратить внимание в этом контексте? Прежде всего, важно понимать, что действующее законодательство не запрещает съемку граждан, будь то с помощью скрытой камеры или обычной. Ограничения и запреты касаются непосредственно использования созданных изображений, а именно их обнародования.

Для лучшего понимания правовых аспектов следует разобраться с терминологией. Под обнародованием изображения гражданина Верховный Суд РФ, основываясь на статье 1268 ГК РФ, понимает действия, которые впервые делают данное изображение доступным для широкой публики, будь то через публикацию, публичный показ или любой другой способ, включая размещение в интернете (п.43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Иными словами, обнародование — это любое действие, впервые предоставляющее свободный доступ к изображению неограниченному числу людей. Важно отметить, что последующие действия, такие как перепечатка, пересылка или любое другое воспроизведение изображения, не считаются его обнародованием.

Правовое регулирование использования изображений граждан: анализ статьи 152.1 ГК РФ

  1. Основные положения статьи 152.1 ГК РФ

Согласно пункту 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ, обнародование и последующее использование изображений граждан, будь то фотографии или видеозаписи с их участием, допускается только с их согласия. Это положение направлено на защиту прав и частной жизни граждан.

В случае с позированием за плату вопросов не возникает, но другие ситуации требуют более детального рассмотрения. Например, съемка в публичных местах. Клиника, приемное отделение больницы или лечебное учреждение считаются публичными местами, если администрация не установила особый режим посещения. В таких местах съемка и публикация полученных материалов законны, за исключением случаев, когда гражданин является основным объектом съемки. Если гражданин попадает в кадр случайно, среди других людей, то согласие на публикацию изображения не требуется. Однако, если человек стал основным объектом съемки, требуется его согласие на публикацию, что прямо указано в подпункте 2 пункта 2 статьи 152.1 ГК РФ. Эту позицию поддерживает и Верховный Суд РФ в пункте 45 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

  1. Исключения: защита государственных и общественных интересов

Среди исключений, которые позволяют использовать изображения без согласия гражданина, наиболее сложным и неоднозначным является защита государственных, общественных или публичных интересов. Очевидно, что публичная демонстрация изображения врача не может считаться защитой государственных интересов. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 15 июня 2010 года № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» четко разъясняет, что к общественным интересам относятся не любые интересы аудитории, а такие как необходимость выявления и предотвращения угроз демократии, правовому государству, гражданскому обществу, общественной безопасности и окружающей среде (п. 25 Постановления).

Таким образом, публичная демонстрация и использование изображений граждан без их согласия в большинстве случаев недопустимы. Эти выводы подтверждаются и положениями Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, который также защищает право граждан на неприкосновенность их личной информации.

Закон о персональных данных и защита изображения гражданина: правовые аспекты

  1. Законодательное регулирование персональных данных и изображения гражданина

Закон о персональных данных регулирует не только вопросы обработки информации, но и защиту изображения гражданина. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 этого закона, персональными данными считаются любые сведения, которые прямо или косвенно относятся к определенному или идентифицируемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных включает в себя широкий спектр действий, таких как сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение данных.

Поскольку изображение гражданина подпадает под понятие персональных данных, оно также подлежит защите в рамках этого закона. Данное положение подтверждается пунктом 1 статьи 11 Закона о персональных данных, который относит изображение человека к специальной категории данных — биометрическим персональным данным, требующим письменного согласия на их обработку. Это означает, что сбор, запись, хранение и распространение изображения человека должны осуществляться с соблюдением строгих правовых норм.

  1. Оператор персональных данных и его обязанности

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о персональных данных, оператором персональных данных считается государственный орган, муниципальная структура, юридическое или физическое лицо, которое самостоятельно или совместно с другими лицами организует и (или) осуществляет обработку персональных данных. Это означает, что лицо, осуществляющее съемку медицинского работника, автоматически приобретает статус оператора персональных данных, для которого установлен особый правовой режим.

В соответствии со статьей 7 Закона о персональных данных, операторы и другие лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать эти данные третьим лицам и не распространять их без согласия субъекта данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Таким образом, закон о персональных данных играет ключевую роль в защите изображения гражданина, налагая обязательства на всех, кто занимается обработкой таких данных, и обеспечивая правовую защиту граждан от неправомерного использования их изображений.

Закон об информации и использование изображения гражданина: правовые аспекты и ограничения

  1. Правовой статус изображения гражданина как информации

Изображение гражданина также можно считать информацией, исходя из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В законе указано, что информация — это сведения (сообщения, данные), независимо от их формы представления. В пункте 8 этой же статьи уточняется, что распространение информации — это действия, направленные на передачу или получение данных неопределенным кругом лиц. Таким образом, публикация и использование изображения гражданина являются актами распространения информации, что накладывает на публикующего определенные юридические обязательства и ограничения.

Согласно пункту 2 статьи 9 указанного закона, обязательным условием является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, такими как Закон о персональных данных. Этот принцип подтверждается и пунктом 9 той же статьи, который устанавливает, что порядок доступа к персональным данным граждан регулируется соответствующим федеральным законом, что автоматически возвращает нас к Закону о персональных данных. Следовательно, для распространения изображения гражданина необходимо получить его согласие на обработку и использование его персональных данных.

Резюмируя, можно сказать, что обнародование (публичная демонстрация) изображения медицинского работника допустимо только при наличии его согласия. В противном случае публикация такой записи нарушает нормы действующего законодательства.

  1. Средства негласного получения изображения гражданина

Переходя к вопросу о правомерности получения изображения гражданина, следует разделить два основных метода — открытая (гласная) и скрытая (негласная) запись.

Открытая запись: При открытой записи вопросов, как правило, не возникает. Гражданин, не желающий быть заснятым, имеет право выразить свое несогласие с этим, хотя, как уже упоминалось, запретить съемку зачастую сложно.

Скрытая запись: В случае с негласной записью ситуация становится более сложной. Необходимо сначала понять, какие устройства относятся к средствам негласного получения информации. Это могут быть любые технические средства, такие как аудио- и видеоустройства, вид, форма и размеры которых позволяют вести запись незаметно для субъекта. Например, камеры, замаскированные под предметы обихода — ручки, зажигалки и прочие, а также камеры с выносными объективами или микрофонами, которые можно скрытно разместить. Эти устройства специально разработаны для того, чтобы человек не догадывался о факте съемки и не мог выразить свое несогласие.

Законность использования скрытых камер: Вопрос о законности получения изображения гражданина такими средствами остается неоднозначным. Действующее законодательство не содержит четких ограничений на использование таких технических средств физическими лицами, то есть не запрещает гражданам вести съемку с помощью скрытых камер. Однако ограничения, налагаемые на использование таких средств, связаны с упомянутыми выше правовыми нормами и законами.

Правовое регулирование использования скрытых записей журналистами: права и ограничения

  1. Особенности прав журналистов на скрытую съемку

Следует отметить, что существует особая категория граждан, которым законодательство позволяет использовать средства скрытого получения информации. Речь идет о журналистах. Хотя в законе прямо не указано, что журналисты могут использовать такие техники, при сборе материалов им не запрещается применять скрытую запись. В статье 50 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» говорится о том, что распространение сообщений и материалов, полученных с использованием скрытых аудио- и видеозаписей, кино- и фотосъемки, допустимо. Хотя нигде не уточняется, каким образом журналист получил эти материалы, логично предположить, что он мог использовать скрытую запись. Таким образом, использование скрытых камер журналистами допустимо при условии соблюдения определенных норм.

Однако право на использование изображения гражданина существует лишь в следующих случаях:

  • Если это не нарушает конституционные права и свободы человека;
  • Если это необходимо для защиты общественных интересов, при условии, что приняты меры по предотвращению идентификации посторонних лиц;
  • Если запись демонстрируется по решению суда.

Именно эти три условия позволяют публиковать записи, полученные журналистом негласно. Других оснований для использования изображения гражданина без его согласия законом не предусмотрено. Таким образом, журналист имеет право осуществлять скрытую съемку, но публикация таких материалов возможна только с согласия изображенного лица.

  1. Промежуточный вывод: правовая неясность изображения человека

Подводя промежуточный итог, можно утверждать, что изображение человека, полученное любым способом — открыто или скрытно, — является весьма сложным объектом права. В любом случае, публикация такого изображения, то есть предоставление к нему доступа неограниченному числу лиц, возможна только с согласия изображенного лица, за исключением оговоренных выше случаев.

  1. Что делать, если изображение обнародовано без согласия?

Недавно один из моих коллег столкнулся с ситуацией, когда запись его разговора с журналистом (или возможно с другим лицом, поскольку это не было подтверждено) была сделана с использованием скрытых средств и выложена в открытый доступ в социальной сети на странице, позиционирующей себя как СМИ.

Итак, как действовать в такой ситуации?

  • Первое: Необходимо обратиться к владельцу ресурса с требованием удалить ролик, так как вы не давали согласие на использование вашего изображения. Это может быть сложно, но возможно. Важно помнить, что обязанность доказывать наличие согласия на съемку/публикацию и обработку персональных данных лежит на том, кто обнародовал запись.
  • Второе: Подайте жалобу в прокуратуру с целью инициировать проверку законности публикации записи и устранения нарушений законодательства. В жалобе нужно указать, что вы не давали согласия на съемку/публикацию, и тем более не были осведомлены о съемке скрытой камерой.
  • Третье: Направьте аналогичную жалобу в Роскомнадзор.

Результатом этих действий должно стать удаление спорного ролика с сайта и привлечение виновных к ответственности. В дальнейшем возможно обращение в суд с иском о возмещении морального ущерба и компенсации понесенных затрат.