Предоставление отпуска как инструмент мотивации персонала медицинской клиники

Среди инструментов мотивации персонала существует ряд простых и широко применяемых методов. Некоторые из них, помимо прочего, обязательны в силу требований законодательства. Однако, поскольку такие методы обязательны для всех, их эффективность как мотиватора зачастую стремится к нулю. Любой руководитель согласится, что то, что воспринимается сотрудниками как должное, теряет свою мотивационную ценность. Искусство управления состоит в том, чтобы придать «вторую жизнь» устоявшимся, казалось бы, исчерпанным инструментам. Одним из таких инструментов может быть предоставление отпусков сотрудникам.

Порядок составления графика отпусков в соответствии с законодательством

Основные правила составления графика отпусков

В соответствии с трудовым законодательством, клиника обязана составить график отпусков на предстоящий календарный год не позднее чем за две недели до его начала. При этом организация не обязана согласовывать график отпусков с сотрудниками.

Важно: Один из отпусков должен длиться не менее 14 календарных дней, тогда как продолжительность остальных отпусков не регламентируется.

Составление графика отпусков для сотрудников медицинской клиники

Практика показывает, что в декабре мало кто из сотрудников может точно спланировать свой отпуск на следующий год. Поэтому лучше всего начинать составление графика отпусков или, по крайней мере, опрашивать сотрудников об их отпускных планах за три месяца до начала основного отпускного сезона, то есть в феврале-марте. Обычно к этому времени у большинства сотрудников уже есть хотя бы приблизительные планы на отпуск.

На практике это выглядит так: график отпусков составляется за две недели до начала календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ), а затем в течение года в него могут вноситься изменения в соответствии с текущей ситуацией.

Исключения по предоставлению отпуска медицинским работникам

Мария Пономаренко, эксперт по управлению персоналом, руководитель проекта Smart Personal, отмечает, что в некоторых случаях предоставление оплачиваемого отпуска медицинским работникам обязательно до истечения шести месяцев непрерывной работы. Например, отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

  • Женщинам — перед отпуском по беременности и родам или сразу после него.
  • Работникам в возрасте до 18 лет.
  • Работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.
  • В других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, отдельные категории работников имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время:

  • Лица, работающие по совместительству, могут взять отпуск одновременно с отпуском по основной работе.
  • По желанию мужа отпуск может быть предоставлен в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам.
  • Супругам военнослужащих отпуск предоставляется по их желанию одновременно с отпуском военнослужащих.
  • В других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Ежегодный оплачиваемый отпуск медицинского работника как инструмент мотивации

Отпуск как элемент мотивации

В большинстве случаев ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется сотрудникам с учетом их пожеланий (хотя законодательство не обязывает работодателя поступать именно так). Однако это может негативно сказаться на приеме пациентов, что в свою очередь повлияет на репутацию и финансовые показатели клиники. Поэтому при составлении графика отпусков важно соблюдать принцип целесообразности, ориентируясь на потребности пациентов.

Любой руководитель, анализируя работу клиники, может определить периоды, когда предоставление отпусков будет наименее болезненным для учреждения. Часто из-за сезонного характера работы клиники отпуска планируются на период с мая по сентябрь, когда количество обращений пациентов снижается. Однако на практике сотрудники часто предпочитают брать отпуск в те периоды, которые удобны для них, но невыгодны для клиники. Такое пренебрежение интересами клиники может свидетельствовать о низкой лояльности к работодателю или слабой управляемости. Это является сигналом того, что сотрудник ориентируется исключительно на свои интересы, не учитывая интересы клиники.

Как превратить отпуск в инструмент мотивации

Чтобы использовать ежегодный оплачиваемый отпуск как инструмент повышения лояльности, можно предпринять следующие шаги:

  1. Определите и публично озвучьте всему коллективу период, в который возможен отпуск.
  2. Установите правила согласования отпусков. Например, нельзя отправлять в отпуск одновременно нескольких терапевтов или необходимо, чтобы вместе с врачом в отпуск ушел и один из ассистентов. Такие правила должны быть у каждой клиники, и они должны быть регулярно доводимы до сотрудников. Их реакция на такие правила при приеме на работу позволит сделать предварительные выводы о лояльности и управляемости.
  3. При составлении графика отпусков учитывайте пожелания самых лояльных сотрудников и ключевых специалистов, от которых зависит основной объем выручки. Например, если в клинике работает несколько ассистентов или администраторов, предоставьте возможность выбрать даты отпуска сначала самому надежному сотруднику. Таким образом, вы не только предложите отпуск в удобное время, но и покажете сотрудникам, что цените их вклад, что может стать исключением из правил клиники.
  4. Гибкость в отношении длительности отпусков. Для наиболее ценных и лояльных сотрудников можно предоставить отпуск на более длительный срок или позволить разбить его на части по их желанию. Но важно обсуждать такие решения с сотрудниками, а не вводить их автоматически.

Кроме того, если сотруднику потребуется перенести отпуск на другие даты по личным причинам, руководитель может пойти навстречу, если это не нарушит работу клиники. Согласно правилам, вновь принятые сотрудники имеют право на оплачиваемый отпуск после 6 месяцев непрерывной работы.

В исключительных случаях отпуск может быть предоставлен в ущерб интересам клиники, но важно донести до сотрудника значимость такого решения. Таким образом, соблюдая трудовое законодательство РФ, клиника может дополнительно поощрять своих ценных сотрудников с помощью гибкого подхода к графику и длительности отпусков. Лояльные и преданные сотрудники, как правило, ценят такое отношение и отвечают еще большей приверженностью. Такой подход способствует созданию долгосрочных взаимовыгодных отношений между клиникой и персоналом.