Постдипломное образование медицинских руководителей

В современном мире сфера здравоохранения не только представляет собой обширную область знаний и профессионализма, но также является крупнейшим рыночным сегментом с оценочной стоимостью около 10 триллионов долларов ежегодно. Этот рынок объединяет в себе не только больницы и клиники, но и фармацевтические фирмы, производителей медицинских устройств, а также компании, предлагающие медицинское страхование. С учетом масштабов и сложности этой индустрии, становление специализированных управленческих программ, нацеленных на подготовку специалистов для работы на таком рынке, стало логичным развитием. Рассматриваем основные аспекты и направления постдипломного обучения для специалистов здравоохранения, чтобы понять, как и что изучают будущие лидеры этой отрасли.

Постдипломное образование медицинских работников: ситуация на рынке

К 2018 году появление курсов для повышения квалификации высшего руководящего состава стало обыденностью для многих передовых бизнес-школ по всему миру. Эти программы, охватывающие широкий спектр тем, нацелены на удовлетворение образовательных потребностей лидеров в секторе здравоохранения. Однако, несмотря на обилие возможностей, существует заметный разрыв между предложенным бизнес-образованием и специфическими требованиями к постдипломному обучению специалистов и управленцев в области медицины. Отсутствие целостного представления о доступных образовательных ресурсах часто приводит к тому, что руководители выбирают программы, не полностью соответствующие их потребностям. Эта проблема актуальна не только для России, но и для многих других стран.

  • Executive Education представляет собой продвинутый этап в системе бизнес-образования, следующий после MBA и Executive MBA, и нацелен на подготовку современных управленцев к эффективной деятельности. Программы MBA зародились в начале 20 века на волне развития массового производства. Появление Executive MBA было обусловлено необходимостью интеграции в бизнес-практику военных офицеров, возвращавшихся после Второй мировой войны, которые уже имели опыт управления.
  • Развитие постдипломного образования в ответ на эпоху постоянных технологических и социальных перемен в конце 20 века привело к созданию тысяч коротких программ (от одного-двух дней до 4-7 недель), предлагаемых сотнями учебных заведений. Они охватывают различные области, включая управление, право и другие, отражая мировую тенденцию к непрерывному образованию (life-long learning) для всех категорий высококвалифицированных специалистов, в том числе пилотов, инженеров, юристов и программистов. Исключение управленческих навыков из этого процесса казалось бы нелогичным.
  • Здравоохранение как область управления представляет собой уникальное сочетание динамически развивающейся медицинской науки, непрерывно растущего рынка и усложняющейся системы государственного регулирования. Поэтому не удивительно, что образовательные программы для руководителей в этой сфере являются одними из наиболее востребованных в сегменте бизнес-образования.
  • Мировой рынок постдипломного образования для медицинских работников предлагает более полутора сотен программ от десятков ведущих учебных заведений. Среди них – Гарвардская бизнес-школа, бизнес-школа Колумбийского университета, инновационный Университет Сингулярности в Кремниевой долине и другие выдающиеся образовательные институты. Причем, интересно, что к числу учебных заведений, предлагающих специализированные программы для медицинских работников, относятся не только бизнес-школы, но и известные медицинские и школы здравоохранения, такие как в Гарварде, где курсы executive уровня разрабатываются независимо друг от друга в разных факультетах.
  • Тематическая направленность программ охватывает широкий спектр областей, включая лидерство в медицине, инновации, специализированные знания в определенных отраслях медицины, улучшение операционной эффективности, а также маркетинг и аналитику. Это разнообразие отражает стремление программ повышения квалификации охватить все более сложные и многогранные аспекты управления в сфере здравоохранения.
  • Источником развития и совершенствования управленческих навыков в медицинской сфере становятся не только традиционные образовательные форматы, но и интенсивные короткие курсы, направленные на глубокое погружение в конкретные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются современные руководители в области здравоохранения. Таким образом, эволюция постдипломного образования в медицине отражает не только потребности времени, но и стремление профессионального сообщества адаптироваться к постоянно меняющимся условиям глобального здравоохранения.

Зачем медицинским работникам последипломное образование 

Постдипломное обучение для специалистов в медицине охватывает критические аспекты, необходимые для непосредственного управления или для вступления в новую роль в медицинской сфере, обеспечивая целостное развитие профессиональных компетенций. Примером может служить курс по развитию лидерских качеств в Сингапурском университете менеджмента для руководителей здравоохранительных учреждений продолжительностью пять дней или шестидневная программа в Берлинской школе менеджмента ESMT, предназначенная для подготовки молодых талантливых медиков и менеджеров. К числу общеуправленческих курсов, направленных на повышение квалификации медицинских руководителей, относятся программы от Кембриджской бизнес-школы до Школы бизнеса Шулих в Торонто. Также стоит упомянуть о пятидневном курсе по бережливому производству в медицине, который проводится в инженерной школе Мичиганского университета.

  • Срочное развитие навыков необходимо для успешного управления и адаптации к новым обязанностям в медицинской отрасли, от лидерских качеств до операционной эффективности.
  • Инновации и стратегическое видение позволяют углубленно анализировать и прогнозировать долгосрочные изменения в отрасли, аналогично преобразованиям, вызванным такими компаниями как Uber и Airbnb в своих сферах. Программы, предлагаемые бизнес-школами Влерик, Копенгагенской бизнес-школой, университетом Дюка и курс по «экспоненциональной медицине» в Университете Сингулярности, направлены на изучение таких трансформаций.
  • Расширение операционных знаний через специализированные программы обучения, которые охватывают актуальные темы в медицинском управлении, такие как борьба с ожирением, спортивная медицина или трансгендерная медицина. Эти программы обычно проходят в медицинских учебных заведениях, хотя отдельные курсы могут также проводиться в бизнес-школах.
  • Долгосрочное развитие профессиональных навыков направлено на освоение передовых умений, важных для управления в здравоохранении. Примеры включают курс Гарвардской медицинской школы по написанию и публикации медицинских текстов, в том числе в социальных сетях, и программу Гарвардской школы бизнеса по оценке экономической эффективности медицинских услуг.

В контексте российской реальности можно выделить программы, специально разработанные для поддержки развития женского лидерства в медицинской сфере. Такие курсы нацелены на помощь участникам в нахождении своего пути развития, даже в условиях менее благоприятного окружающего контекста, обучая их идентифицировать и противостоять негативным поведенческим моделям, а также способствуя развитию навыков влияния и поддержки других. Учитывая глобальные управленческие тренды и их неизбежное распространение, включая Россию, такие программы уже начали появляться в ведущих образовательных учреждениях, в том числе в Гарвардской школе здравоохранения, предлагая новые перспективы и возможности для медицинских руководителей.

Эти разнообразные направления постдипломного образования для медицинских работников подчеркивают важность продолжения обучения на протяжении всей профессиональной жизни. Они предлагают инструменты и знания для немедленного применения в текущей деятельности, стратегического планирования будущего развития отрасли, расширения специализированных знаний в конкретных областях медицинского управления, а также долгосрочного освоения навыков, которые будут актуальны в изменяющемся мире. Таким образом, постдипломное образование играет ключевую роль в подготовке лидеров медицинской сферы, способных эффективно реагировать на вызовы современного здравоохранения и вносить значимый вклад в его развитие.

Программы по менеджменту в системе здравоохранения — кому они подходят

Программы управления в области здравоохранения привлекают широкий круг специалистов, от руководителей здравоохранительных учреждений различных стран до сотрудников надзорных агентств, представителей страховых организаций, фармацевтических предприятий и производителей медицинского оборудования. Отличаясь от обычных отраслевых семинаров или мероприятий, финансируемых производителями лекарственных средств и проводимых в курортных зонах, эти программы предполагают динамичное взаимодействие участников. Они создают условия для глубокого погружения в процесс обучения, позволяя не только обмениваться контактами, но и приобретать ценные знания, умения и мотивацию к дальнейшему профессиональному и личностному росту, а не просто выступать перед ограниченной аудиторией на крупном симпозиуме.

Аудитория программ — это лидеры и специалисты, связанные с управлением в сфере здравоохранения на международном уровне, включая представителей регулирующих органов, страховых компаний, фармацевтической индустрии и производителей медтехники.

Цена на обучение в таких программах варьируется в зависимости от репутации образовательного учреждения. Однако в этой области можно найти и неожиданно доступные предложения, как, например, курс по новаторским подходам в здравоохранении в ИНСЕАД, предоставляемый бесплатно для участников из публичного и некоммерческого секторов, выбранных по результатам глобального конкурса. Несмотря на мировую популярность таких образовательных инициатив, доля российских специалистов, принимающих участие в них, пока что остается невелика. Тем не менее, существует надежда, что этот инструмент развития медицинской отрасли в России вскоре будет использован более активно и широко, в соответствии с потребностями и задачами развития здравоохранения в стране.

Изучайте новые направления
Подпишитесь на рассылку!
Ваша почта
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения