Электронная цифровая подпись в медицинских клиниках: виды и применение
В медицинских клиниках активно внедряется электронный документооборот, что сопровождается использованием электронной цифровой подписи. В данной статье мы рассмотрим типы электронной подписи, их применение в медицине и процесс получения подписи медицинским персоналом.
Электронная цифровая подпись: особенности применения
Электронная цифровая подпись (ЭЦП или ЭП) служит эквивалентом подписи, выполненной вручную. Она представляет собой зашифрованное преобразование документа, основанное на алгоритме с использованием секретного ключа. ЭЦП подтверждает неизменность документа со стороны врача и принадлежность подписи ее владельцу. Она обладает такой же юридической силой, как и обычная подпись медицинского работника.
В соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи», различают три типа электронной подписи:
- Простая ЭЦП.
- Усиленная неквалифицированная ЭЦП.
- Усиленная квалифицированная ЭЦП.
Простая электронная подпись
Простая электронная подпись представляет собой коды подтверждения или комбинацию логина и пароля, удостоверяющие факт создания подписи конкретным лицом. Для юридической силы подписанного документа требуется соглашение между сторонами дистанционного взаимодействия. В противном случае документ лишь демонстрирует согласие с условиями, но не юридическое обязательство.
Простая ЭЦП часто используется в банковской сфере и для предоставления государственных услуг. Она не применяется в документах, связанных с государственной тайной.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись
Усиленная неквалифицированная электронная подпись требует дополнительного соглашения между сторонами для юридической силы документа. Этот тип подписи указывает на владельца и обеспечивает неизменность документа после его подписания благодаря криптографическим преобразованиям с использованием закрытого ключа. Закрытый ключ должен храниться на защищенном носителе, в то время как открытый ключ необходим для подтверждения достоверности подписи.
Неквалифицированная ЭЦП используется в электронных торгах, госзакупках на электронных площадках и корпоративном документообороте.
Усиленная квалифицированная электронная подпись
Усиленная квалифицированная электронная подпись обладает всеми характеристиками неквалифицированной подписи, но отличается большей надежностью и не требует дополнительных соглашений для юридической силы документа. Ее высокая степень защиты обеспечивается криптографическими средствами, проверенными ФСБ РФ, в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Для КЭП разрабатывается «квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи», который выдается только аккредитованными удостоверяющими центрами. Этот вид подписи используется при сдаче отчетности в Федеральную налоговую службу, для участия в электронных торгах, в корпоративном документообороте и работе с государственными порталами.
Применение квалифицированной электронной подписи в медицинских организациях
Медицинские учреждения могут использовать квалифицированную электронную подпись (КЭП) для различных процедур, включая:
- Регистрация электронных больничных листов.
- Ведение первичной медицинской документации в электронном виде.
- Организация закупок на электронных торговых площадках.
- Ведение журнала регистрации манипуляций с лекарственными средствами.
- Заполнение журнала оборота наркотических и психотропных веществ.
Важность квалифицированной электронной подписи
Для того чтобы врач имел возможность выдавать электронные больничные листы и работать с другой электронной документацией, необходимо наличие двух типов подписей:
- Квалифицированная электронная подпись врача. Для этого требуется сертификат ЭЦП для физических лиц.
- Электронная подпись клиники. Нужен сертификат квалифицированной электронной подписи для юридических лиц.
Процесс получения квалифицированной электронной подписи
Как уже упоминалось, квалифицированную электронную подпись врач или медицинское учреждение могут получить только в аккредитованном удостоверяющем центре Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Полный список таких центров доступен на сайте министерства minsvyaz.ru.
Последовательность действий для получения КЭП для врача или клиники:
- Заполнение заявки на оформление электронной подписи.
- Предоставление документов в удостоверяющий центр. Необходимо предоставить оригиналы или заверенные копии паспорта, СНИЛС, ИНН. Если заявитель является индивидуальным предпринимателем, нужно сообщить государственный регистрационный номер записи о регистрации. В случае оформления электронной подписи для представителя юридического лица потребуется также комплект документов, подтверждающих его полномочия.
- Заключение договора с удостоверяющим центром на предоставление сертификата и ключей электронной подписи.
- Оплата услуг удостоверяющего центра.
- Идентификация личности заявителя по предоставленному паспорту. После этого ему выдаются ключи электронной подписи и сертификат, удостоверяющий право на использование подписи.
- Установка криптопровайдера на компьютер для работы с электронной подписью. Информацию о технических средствах для подписания электронных документов можно получить в удостоверяющем центре.
Использование квалифицированной электронной подписи в медицинских организациях обеспечивает высокий уровень безопасности и юридическую значимость электронных документов, что делает её незаменимым инструментом в современном медицинском документообороте.