При обсуждении регистрации товарного знака медицинским центром важно отличать термины «бренд» и «товарный знак». Термин «бренд» чаще употребляется в неофициальном контексте и применяется в маркетинговых целях, не имея юридической силы в документах. В отличие от бренда, товарный знак требует официальной регистрации. Согласно статье 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации, товарный знак определяется как знак, используемый для уникальной идентификации товаров, предлагаемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, и на который законодательством предоставляется исключительное право. Таким образом, медицинский центр может инициировать процесс регистрации собственного товарного знака для обеспечения защиты своего наименования от действий недобросовестной конкуренции.
Этапы регистрации товарного знака для медицинского центра
- В качестве первоначального шага для регистрации торговой марки медицинским центром выступает подача заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). Необходимые документы для подачи регулируются приложением к приказу Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 года № 482.
- Как только медицинский центр подает заявку, Роспатент осуществляет формальную оценку предлагаемого знака, предназначенного для использования в качестве торговой марки, в соответствии с частью 1 статьи 1497 Гражданского кодекса Российской Федерации. В процессе этой проверки, до принятия окончательного решения, заявителю разрешается вносить поправки и дополнения в предложенную торговую марку, в том числе предоставлять дополнительные материалы (согласно части 2 статьи 1497 ГК РФ).
- Время для внесения изменений продолжается до момента либо регистрации торговой марки, либо принятия решения об отказе (часть 3 статьи 1497 ГК РФ). В течение этого периода возможно изменение данных о заявителе, например, при передаче прав на регистрацию марки, изменении наименования клиники или исправлении ошибок в документах, приложенных к заявке. Процедуры для внесения этих изменений устанавливаются Приказом № 482.
- Согласно пункту 13 Административного регламента по регистрации торговых марок, общий срок оказания услуги по регистрации марки, от момента приема заявки до выдачи свидетельства, составляет приблизительно 18,5 месяцев, который может быть продлен при необходимости.
- Формальная проверка заявки на торговую марку проводится в течение одного месяца (статья 1498 ГК РФ), а полное исследование длится не более 12 месяцев с момента приема заявки на рассмотрение (пункт 100 регламента).
- Итоги экспертизы могут закончиться одним из двух основных исходов: либо с регистрацией торговой марки, либо с отказом в ее регистрации. Процесс регистрации и выдача свидетельства не должны занимать более одного месяца после уплаты соответствующей государственной пошлины (часть 1 статьи 1504 ГК РФ).
- Важно учитывать, что регистрация некоторых обозначений в качестве торговых марок недопустима. Закон запрещает регистрацию символов, которые могут вводить в заблуждение потребителей, нарушать общественные интересы, противоречить моральным нормам или содержать недопустимые элементы. Например, использование географических наименований, не соответствующих действительному местоположениению клиники, может служить основанием для отказа в регистрации. Эти ограничения введены для защиты прав потребителей и поддержания четкости информации о происхождении товаров и услуг.
Процесс и значимость регистрации товарного знака для медицинского центра
Хотя регистрация товарного знака для медицинского центра законодательно не обязательна, получение исключительных прав на его использование возможно исключительно после официальной государственной регистрации. Такой зарегистрированный знак становится ценным активом, особенно при расширении деятельности медицинского центра посредством франчайзинга. Владение официально зарегистрированным знаком предоставляет возможности для его лицензирования другим организациям.
С момента подачи заявления на регистрацию знака в Роспатент, ни одна организация не может регистрировать аналогичный или сходный знак.
Важно! Официально зарегистрированный товарный знак предоставляет правовую защиту соответствующему доменному имени в интернете.
Расходы на государственную регистрацию товарного знака включают следующие платежи: 3 500 рублей за формальную проверку заявления на предмет корректности документов; 11 500 рублей за анализ проекта товарного знака; 16 000 рублей за регистрацию знака при положительном решении комиссии; 2 000 рублей за выдачу свидетельства о регистрации. Общая стоимость патентных пошлин за регистрацию в одном классе МКТУ составляет 33 000 рублей.
При подаче заявки в электронной форме предусмотрена скидка 30% на все пошлины, что позволяет уменьшить общие расходы до 23 100 рублей.
Анализ юридического решения по спору о товарном знаке между медицинскими клиниками
В качестве иллюстративного примера, обсуждаемого судебными органами кассационной инстанции, можно привести случай, зафиксированный в решении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2010 года по делу № A56-46628/2008. Организация ООО «Балтийская медицинская клиника», далее именуемая как «БалтМедКлиник», обладала зарегистрированным торговым знаком №335796 «BaLTMEDCLINIC», который охватывал услуги в области медицины и стоматологии по 44 классу международной классификации товаров и услуг, с датой установления приоритета на 19 декабря 2005 года.
В то же время, другая организация ООО «Балт-Мед», зарегистрированная 1 июня 2004 года, оказывала схожие медицинские услуги и занималась розничной продажей медицинских и фармацевтических товаров, при этом использовала наименование, весьма похожее на наименование «БалтМедКлиник». Из-за сходства наименований «БалтМедКлиник» подала иск в арбитражный суд с требованием изменить наименование «Балт-Мед».
Судебные инстанции пришли к выводу, что фирменное наименование «Балт-Мед» настолько близко к наименованию истца, что может вызвать путаницу среди потребителей относительно того, кто является реальным поставщиком услуг. Это, в свою очередь, создавало потенциальный риск введения потребителей в заблуждение относительно источника услуг.